Византийская мозаика

Oct 23, 2013 16:46



Остров Торчелло

Всего в десяти километрах от площади Святого Марка в Венеции в тихих водах Венецианской лагуны расположен остров Торчелло. Полторы тысячи лет назад он был колыбелью Венецианской республики. На острове сохранилась византийская атмосфера, здесь находится самая древняя из византийских церквей.
Кафедральный Собор Санта-Мария Ассунта был построен в 639 году для жителей Альтино, спасавшихся на острове от давления лангобардов, захватывающих территорию Северной Италии.


Английский писатель Джон Рёскин повествует о том времени так: «Сразу видно, что строили ее изгнанники и страдальцы: торопливо возводя на своем островке этот храм, они искали в нем убежища, дабы предаться в нем истовой и печальной молитве, храм, который не привлек бы взора врагов своей пышностью»



Слева на фото Кафедральный Собор, соединенный галереей с церковью Санта Фоска

Снаружи собор имеет простые и строгие, лишенные пышности времен Ренессанса формы, и имеет типичную раннехристианскую схему с притвором и баптистерием, что составляет монументальный ансамбль.
Во внутреннем убранстве собора уникальная византийская мозаика XI и XII веков, считающаяся лучшей в Северной Италии, фрески, византийская резьба с павлинами, цветами и вьющимися лозами винограда, светящийся мрамор, разноцветные мозаичные полы, старинный деревянный потолок.

Вся структура собора Торчелло, византийская мозаика показывают неразрывную связь Запада и Востока.
Единая галерея соединяет собор с церковью Санта Фоска (итал. fosca - "темная, сумрачная"), построенную в первой половине девятого века по типу византийских мартириумов.

Восьмиугольная церковь Санта-Фоска с колоннами из греческого мрамора увенчана большим круглым куполом. Окруженная портиками с пяти сторон, в плане она представляет собой греческий крест.
Рядом с собором и церковью в XI веке была построена высокая колокольня,величаво возвышающаяся над лагуной.

Изолированность этого ансамбля, отсутствие украшений на фасадах, уникальные для послераскольного христианского мира мозаики XII века свидетельствуют о том времени, когда вера была молодой, гонимой и ее еще не затронула внутриконфессиональная борьба.



Внутри собора сокрыта настоящая сокровищница венецианского византийского искусства, сохранившаяся до настоящего времени. Идеальное сочетание между искусством и духовностью находит свое отражение в каждой детали - в том, как свет обтекает интерьер, в красоте украшенных тонкой резьбой мраморных колонн, разделяющих пространство на три нефа, в золотом сиянии мозаик.



Мраморный романский барельеф XI-XIII века с древом жизни, крылатыми драконами и павлинами, пьющими воду из чаши



Величественный храм Богородицы устилает прекрасный ковер из лепестков цветов и сложных геометрических переплетений мраморного орнамента византийской мозаики. Мозаика украшает и алтарную часть храма.



Посреди ослепляющего небесного золота под куполом парит Богородица в сине-золотых одеяниях с Младенцем на руках. Из огромных глаз по щеке ее катится слеза.





Образ Спасителя в абсиде южного придела



Здесь можно видеть самую раннюю из известных сцену Страшного Суда - грандиозную мозаику в шесть ярусов. Истоки изображения этого сюжета восходят к живописи христианских катакомб.

В верхней части мозаики в центре композиции изображен Христос - «Судия мира».
Справа и слева от Спасителя стоят ангелы - стражи Небесные.



В центре мозаики изображен Престол уготованный для Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых, на котором возлежит Евангелие - символ живого слова, Логоса, учения.
У трона Адам и Ева, молящие о милосердии и Ангелы.



Над порталом еще один образ Девы Марии, ходатайствующей за человечество в час суда и сопровождающей всех верующих своими молитвами.



Слева от Престола земля отдает мертвых, лежащих в ней, и они восстают из гробов в возрасте Христа. Звери-людоеды исторгают умерщвленных ими, а Ангелы возвращают их к жизни.



На мозаике справа другая сцена: здесь мертвецов отдает море. Их встречают Ангелы, трубящие в трубы, дабы восстали мертвые. "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и Ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим"



Сцена взвешивания души: в то время как ангел взвешивает добрые и злые дела, совершенные человеком, бесы с длинными шестами пытаются склонить чашу весов в свою сторону.



Мозаичная картина, изображающая торжество праведников в небесном Иерусалиме.
На мозаике изображены Адам и Ева в Раю. У их ног первые люди на земле, прародители рода человеческого - как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества. Рядом изображен благоразумный разбойник с крестом.
В дверях стоит херувим, после преступления Адама закрывший доступ в Эдем.



Мозаика с изображением картины ада.
Ангелы сопровождают в Ад нераскаяшихся грешников, среди которых и император в диадеме, и епископ с омофором, и иноверец в чалме, и все еще завернутый в похоронные пелены недавно умерший богатый человек. Где -то среди них есть и Атилла.

Все они изображены сохраняющими следы былого авторитета и значимости в обществе своего времени, в драгоценных украшениях и богатых одеждах, но их фарисейство, тщеславие и гордость - препятствие к тому, чтобы войти в царство небесное и обрести вечную жизнь. И, наоборот, покаяние, невзгоды, кротость, праведность - единственное условие для этого.

Ангелы не дают нераскаявшимся грешникам выбраться из ада, где им суждено гореть, мучимыми демонами.
Ад изображен в виде «геенны огненной» , в которой плавает страшный зверь, морское чудовище с сидящим на нем князем тьмы с душой Иуды в руках.



Мозаики грандиозны. Можно только представить, какое мощное впечатление они производили на рыбаков Торчелло, замкнутых в раннесредневековом религиозном самосознании, как устрашали и какую надежду верующему человеку они давали...


мозаика, История религии, Искусство

Previous post Next post
Up