Остров с высокой ратушей и огромным собором затерялся между морем и небом на линии горизонта в легких проблесках розовых и лиловых оттенков Фиолетовой венецианской лагуны. На острове цветут сиреневые лимониумы и фиолетовым платком раскинулись поля артишоков.
Третий по величине остров был окружен многими другими островами, исчезнувшими вместе со своими соборами и домами в водах венецианской лагуны. На Торчелло остановилось время после того, как его покинули люди, и теперь он хранит бесценное археологическое наследие - все, что осталось от прежней жизни.
Именно с Торчелло началась история Венеции и когда-то это был самый богатый остров Венецианской лагуны. Его раньше других заселили беженцы с материка, спасавшиеся от нашествия гуннов во главе с Аттилой.
Римскую империю подтачивало движение рабов и постоянные набеги германцев, взявших в 410 году Рим, а в 476 году последний римский император отрекся от престола и инфраструктура некогда великой Римской империи развалилась.
Гунны, вестготы и другие варвары угрожали образу жизни людей на материке. И жители римского города Альтино в Италии вынуждены были бежать на болотистые, необитаемые острова Венецианской лагуны. Первым островом, на котором они поселились, стал Торчелло.
Земля была влажной и негостеприимной, но поселенцы были находчивы. Они разработали систему свай для строительства домов и перекинули мосты через каналы. На протяжении нескольких веков процветал Торчелло как богатый и могущественный торговый центр.
Об истории острова написал полюбивший его Эрнест Хемингуэй в своем романе о Венеции
«За рекой в тени деревьев» . Зимой 1948 года американский писатель вышел в отставку и отдыхал на острове в атмосфере умиротворения, спокойствия и романтики от бурного ритма современного города.
- Прямо перед нами Торчелло, - показал полковник. - Там жили люди, согнанные с материка вестготами. Они-то и построили вон ту церковь с квадратной башней. Когда-то тут жило тридцать тысяч человек; они построили церковь, чтобы почитать своего бога и воздавать ему хвалу. Потом, после того как ее построили, устье реки Силе занесло илом, а может, сильное наводнение погнало воду по новому руслу; всю эту землю, по которой мы сейчас ехали, затопило, расплодились москиты, и люди стали болеть малярией. Они мерли, как мухи. Тогда собрались старейшины и решили переселиться в здоровую местность, которую можно оборонять с моря и куда вестготы, ломбардцы и прочие разбойники не смогут добраться, потому что у этих разбойников нет морских судов. А ребята из Торчелло все были отличными моряками. Вот они и разобрали свои дома, камни погрузили на барки, вроде той, какую мы сейчас видели, и выстроили Венецию…
- Это были лихие ребята, и строили они хорошо, с большим вкусом. ..Они торговали с далекими восточными странами, и архитектура у них стала, на мой взгляд, слишком византийской. Никогда они не строили лучше, чем в самом начале, в Торчелло. Вот оно, Торчелло.
Эрнест Хемингуэй
Остров начал постепенно тонуть и в 1429 году дож Франческо Фоскари был вынужден закрыть его. Население стало перебраться на другие острова, в более стабильную Венецию.
Тысячи тонн камней и драгоценного дерева перевезены были из заброшенных зданий Торчелло. Все они стали частью архитектуры других островов.
Все, что осталось от былого величия острова - это блистательное прошлое, старейший собор Санта-Мария-Ассунта, построенный в 639 году и романская церковь Санта-Фоска Х-XII века с баптистерием и грандиозным ансамблем византийских мозаик XII века - лучшим в северной Италии.
Здесь все сохранилось как было более тысячи лет назад.
Собор, церковь и Ратуша
И только каменная статуя Марии Ассунты с печалью смотрит вслед покинувшим остров жителям.
Жизнь ушла отсюда, но собор остался свидетелем тех времен, когда венецианцы были верными союзниками Нового Рима, когда византийское искусство было недосягаемой вершиной для "понаехавших" в Европу варваров, а христианство было не культурным наследием, а живой верой.
Достопримечательность Торчелло - загадочный каменный «трон Аттилы», стоящий на улице перед музеем. На самом деле это кресло епископа.
Мост через канал без перил
Теперь на острове проживает около 60 человек - моряки, их семьи и ресторатры. Здесь нет машин и нет дорог, а единственную маленькую площадь, заросшую травой, заполняют только туристы. Знаменитым рестораном, который любил посещать Хемингуэй, теперь владеет жена кинорежиссера Тинто Брасса.
Ресторан на Торчелло
Отель
Древние символы
Каменные колодцы Торчелло
Трон Атиллы напоминает о грозных обстоятельствах рождения Венецианской республики
Когда -то на острове были стеклодувные мастерские. На острова всех мастеров выселили из Венеции, опасаясь пожаров.
Жены моряков чинили и плели снасти, ожидая когда их мужья вернутся с улова. Навыки завязывания узелков позволяли в зимнее ненастное время заниматься изготовлением предметов, украшающих быт, в том числе и плетением кружев.
Настоящий расцвет кружевоплетение достигло в эпоху Возрождения. Знать стремилась украсить свою одежду, и кружево как нельзя более подходило для этого. Узелковым кружевом украшали воротники и края одежды, модные жабо и нижнее белье. В это время кружево ценилось на вес золота и его использовали в качестве валюты.
Плетение кружева процесс трудоемкий и долгий. Чем тоньше и затейливее рисунок, тем выше его качество и цена.
Теперь на острове продают венецианские кружева и стекло, привозя их с соседнего острова Бурано.
Дома рыбаков
Канал Венеция
Сады Торчелло сохраняют остатки былого величия
Цветущий лимониум
Поля артишока
Розмарин
Если посмотреть с острова на юг, то можно увидеть изысканный силуэт самой Венеции, а если день ясный, то тогда на западе становятся видны горы, высящиеся на материке, иногда с заснеженными вершинами и это тоже магия Торчелло…