Парусные торговые корабли Венеции
Ваш дух летает нынче по морям;
Вы мыслью там, где ваши галеоны,
Подобные вельможам именитым
И гражданам богатым вод морских,
Вздув паруса, вниз смотрят горделиво
На мелкие торговые суда,
Что головы с почтеньем преклоняют,
Когда они несутся мимо них
На полотняных крыльях.
Шекспир. Венецианский купец (Пер. П.Вейнберга)
Основу купеческого флота Венеции, как, впрочем, и других средиземноморских городов-государств, составляли парусные, или «круглые» суда. Число их видов и типов было очень велико, размеры их и водоизмещение различались весьма значительно.
Естественные достоинства парусных судов для купеческого мореплавания - более обширные трюмы и меньшая численность экипажа по сравнению с галерами. Мы уже говорили, что численность вооруженных людей на таких судах была невелика, поэтому называли их disarmate.
На дальних маршрутах в рассматриваемый нами период использовались в основном крупные корабли: навы (navis , в других странах Европы их обычно называли нефы) и коки (cocca).
Венецианский кок. Гравюра Э. ван Ревейка из Утрехта из книги Бернхарда фон Брейденбаха Peregrinatio in Terram Sanctam.(Mainz, 1486).
Навы это не только родовое название для крупных парусных судов, но и вполне определенный класс парусников, появившийся в XII веке. Отличительными чертами навы того времени было наличие двух кормовых рулевых весел, трех мачт и (начиная с византийцев) латинского парусного вооружения. Базовая конструкция корпуса навы была сходна с корпусом тариды, о которой мы говорили выше.
Я не буду вдаваться в детали устройства навы-нефа, на эту тему в русской литературе достаточно много материала, в отличие от галер. Сошлюсь, в частности, на книгу Н.П.Боголюбова «История корабля» (1879 г.; в этой книге имеется достаточно подробный очерк о навах). Боголюбов, между прочим, пишет:
Неф, Nef название французское, вероятно получило начало от n a v e, принятого в Италии. У северных народов оно изменено в n e v e, отсюда происходит n a v i r e.
Здесь мы не совсем согласны с Боголюбовым. Как неф так и французское navire (корабль) имеют общее происхождение от латинского navis. О.Жаль, правда, считает, что nef произошло от греческого Ναῦς, которое греки средних веков произносили Νafs. А далее Νafs естественным образом превратилось в Naf , после чего в Nef. Однако в других источниках подобная этимология поддержки не получила. У англичан, как всегда, особое мнение; они считают, что слово nef пришло в английский из старонорвежского nef , которое в свою очередь произошло от протогерманского *nabjan.
В истории множество легенд и преданий, связанных с первыми нефами. Так, в истории Англии упоминается о белом нефе, на котором погиб сын короля Генриха I Боклерка наследник английского престола Вильгельм Аделин, а также незаконнорождённые дети Генриха Ричард и Матильда. «Белый неф» был построен в Нормандии Томасом Фиц-Стефаном, сыном капитана флота Вильгельма Завоевателя. Он считался одним из лучших нормандских кораблей. Когда в конце 1120 г., после завершения подавления восстания баронов Нормандии, Генрих I решил вернуться в Англию, для переправы через Ла-Манш ему предложили «белый неф». Однако король отказался и передал «белый неф» своему сыну Вильгельму. Вместе с Вильгельмом на корабле должна была вернуться в Англию большая группа придворных и англонормандских аристократов. Всего в момент отплытия на «Белом нефе» находилось около трёхсот человек, включая 140 рыцарей и 18 знатных дам. Отправление из Нормандии сопровождалось празднеством и возлияниями, в результате чего пассажиры и команда к отплытию уже находились в состоянии сильного подпития. Ввиду того, что отход корабля задержался до позднего вечера 25 ноября 1120 г., когда остальные суда английского короля уже вышли в Ла-Манш, Вильгельм приказал экипажу поторопиться, чтобы догнать королевский флот. Но при выходе из Сены, неподалёку от Барфлёра, «белый неф» в темноте наткнулся на подводный камень и быстро пошёл ко дну. В катастрофе погибли все находящиеся на борту. Согласно легенде, выжил лишь один человек - мясник из Руана по имени Берольд, который и рассказал об обстоятельствах гибели корабля. Еще одна иллюстрация к мудрому правилу: выпил - за руль не садись.
Гибель «белого нефа» (British Library, Cotton Claudius dii, f45v).
Изображенный на миниатюре корабль вряд ли соответствует нефам времен Генриха I, это и понятно, ведь изображение относится примерно 1320 году. В первую очередь следует обратить внимание на тот факт, что на корабле используется руль, находящийся в диаметральной плоскости за ахтерштевнем, а не кормовые рулевые весла. И хотя такой руль был известен китайцам еще в I веке (нашли глиняную модель корабля с штевневым рулем), в Европе первое изображение штевневых рулей относится к 1160-1180 гг. (барельеф на купели Винчестерского кафедрального собора):
Первые достоверные сведения о нефах были получены морскими историками из контрактов представителей французского короля Людовика IX, заключенных с Венецией и Генуей на постройку флота для Крестовых походов в середине-второй половине XIII века. Из этих контрактов мы можем понять, что в кормовой части, с обеих сторон устраивались отверстия для коротких с широкими лопастями рулевых весел, игравших роль руля; такое устройство рулей практически было общим для всех судов того времени.
Новые мореходные и конструктивные качества получили большие парусники коки, преемники навы. Изображение кока приведено в начале поста. Но разговор о нем мы начнем в следующий раз.