Завещание венецианского дожа
Что если б? Почему ж! на счастье нет закона!
Да чем же, Боже мой, я хуже Робинзона?
И я могу открыть прелестный островок.
Там, сделавшись царем, построю городок,
Займусь прожектами, народными делами,
Устрою гавани, наполню их судами...
Н. И. Хмельницкий. "Воздушные замки"
Так уж получилось, что, рассказывая о роли галер в истории Средних веков, основное внимание мы уделили галерам Мальтийского ордена. Мы неоднократно уже обосновывали эту позицию, но должны все-таки признать, что картина получилась односторонней. В предыдущих очерках практически не нашла себе места роль Венеции, великой морской державы прошлого, в развитии галеростроения на Средиземном море.
Francesco Guardi (1712-1793) View of the Giudecca Canal and the Zattere.
Во многих, даже слишком многих, работах, посвященных истории Венеции XIII-XV веков, практически нет ни одной, где бы ни упоминалось «политическое завещание» дожа Томмазо Мочениго, содержащееся в его речи, произнесенной в 1423 г., незадолго до его смерти.
Дож Венеции Томмазо Мочениго (с раскрашенной вручную фотографии Carlo Ponti (1823-1893) с недошедшей до нас гравюры неизвестного автора.)
В речи подведены блестящие итоги развития венецианской экономики того времени. Я приведу ее изложение по переводу (Е.В. Морозовой) книги К. Бек История Венеции; (М.: Весь мир, 2002. К сожалению, мне не удалось найти французского оригинала книги, поэтому я не могу сказать, адекватен ли перевод).:
«Наш город вкладывает в торговлю 10 миллионов дукатов, наши купцы ведут дела по всему миру, перевозят товары на судах, кораблях и галерах, и доход от перевозок составляет 2 миллиона дукатов, а прибыль, проистекающая из разницы между вложенными капиталами и валовым доходом, составляет 4 миллиона дукатов. Известно, что по морям плавает 3 тысячи наших больших судов водоизмещением от 10 до 200 амфор, экипаж которых составляет 17 тысяч человек; еще у нас плавает 3 тысячи небольших кораблей, экипаж которых составляет 8 тысяч человек. Известно также, что каждый год у нас в море выходит 45 галер, как больших, так и малых, и экипаж на них насчитывает 11 тысяч человек; у нас работают 3 тысячи корабельных плотников, 3 тысячи конопатчиков, 16 тысяч ткачей, что ткут шелк, сукно и бумазею. А еще известно, что у нас построено домов на сумму в 7 миллионов 50 тысяч дукатов; сдача жилья внаем приносит доход в 500 тысяч дукатов; тысяча нобилей имеет ежегодный доход от 700 до 4 тысяч дукатов…».
Вроде бы текст как текст, ничего особенного. Но давайте вчитаемся внимательно в те строки, где речь идет о кораблях. 3000 БОЛЬШИХ судов, общая численность экипажей которых составляет 17 тысяч человек. Значит, в среднем на судно менее 6 человек? Очень большие корабли получаются. Впрочем, и последующие цифры их грузовместимости полностью дезавуируют высказанное автором перевода обозначение размера этих судов. Известно, что одна «амфора» (anfora, мера объема жидкости) в Венеции равнялась 8 mastelli, а 1 mastelli = 75, 1170 литров (Angelo Martini, Manuale di Metrologia, Turin, 1883). Таким образом, грузовместимость судна в 10 anfora составляет немногим больше 6 000 литров, или переводя в меры веса - около 6 тонн, а 200 anfora - это чуть больше 120 тонн. Невелико выходит водоизмещение у этих «больших» кораблей.
Разберем этот отрывок по оригинальному тексту Мочениго, который мы извлекли из «Жития дожей» Марино Сануто. Есть несколько вариантов текста этой речи дожа, однако останавливаясь на Сануто мы прежде всего учитывали высокий уровень грамотности этого историка в морских делах, что выгодно отличает его от других хронистов и историков, знающих о кораблях лишь понаслышке.
«Item per esser nui in paxe quesca nostra cita manda ai trafegi X milliona de ducati de cavedal per tutto el mondo, Ira cum nave, gallie et altri navilii per mu[o|do chel guadagno del mener si e do milliona de ducati. el guadagno del condur in Venexia si è do milliona e tra el mener e irazer si è e milliona. Voi haviti visto, nel navigar sono navilii tre millia da anfore 10 fin a 200, che hano marinari XVII millia: haviti visto che havemo nave 300, che sono marineri VIII millia. Haveti visto tra gallie grosse et sottile navigia ogm anno n° 45, che sono marinari XI millia; vui have visto marangoni de navi tre millia, calafai 3000...»
Прежде всего оценим общую достоверность приведенных в тексте цифр. Начнем с кораблей, которые обозначены термином nave. 300 таких кораблей в купеческом флоте Венеции - вполне реальная цифра. Она подтверждается цифрой из преамбулы к закону, принятому венецианским Сенатом, показывающей численность navi в 1420-1450 гг. Вполне реальной является и общая численность экипажей на этих судах - 8 000 человек. Действительно, на один корабль в среднем получается 26-27 человек.
Согласно регламентам Торговой палаты Венеции (Capitolare dei Consoli dei Mercanti) для купеческих судов того времени полагался один человек на каждые 10 milliaria водоизмещения. Следовательно, водоизмещение nave было 260-270 milliaria, или, учитывая, что в тот период 1 milliarium = 477 кг, среднее водоизмещение этих судов получается в окрестности 125 тонн, что по порядку величины не отличается от водоизмещения реальных кораблей, построенных в то время. (О вычислении грузоподъемности и грузовместимости венецианских кораблей той эпохи можно
почитать в одном из моих предыдущих постов)
Теперь оценим численность галер. Мочениго говорит, что каждый год в море выходит 45 венецианских галер. Далее в нашем рассказе мы подробно остановимся на организации галерного флота Венеции и маршрутах его плавания, сейчас же приведем только цифры. Во времена Мочениго государственные купеческие галеры (о них подробнее можно посмотреть в предыдущих
постах) каждый сезон выходили в море в составе конвоев по следующим маршрутам: в Византию (Romania) и Тану (Азов) - 3; в Александрию - 3; в Бейрут - 4; во Фландрию и Англию - 4; в Эг-Морт - 2. Так как переход в Англию занимал один год, то конвой, вышедший годом раньше при своем возвращении мог быть посчитан дважды. Помимо государственных, каждый год из Венеции отправлялось две или три частных галеры в Яффу с паломниками на борту. Упоминаний других частных галер в литературе о том периоде не встречается. Получается где-то 20-23 галеры. К этому количеству следует добавить, видимо, те десять военных галер, которые решением Сената каждый год отправлялись для охраны входа в Венецианский залив. В военное время численность военного галерного флота значительно увеличивалась. Так, в 1424 году Сенат проголосовал за оснащение 24 военных галер. Таким образом, если Мочениго и завысил численный состав венецианского галерного флота, то лишь незначительно.
Мочениго указывает, что на 45 галерах общая численность экипажей составляла 11 000 моряков. Получается в среднем 244-245 человек на галеру. Цифра великовата, но не выходит за пределы разумного. Законом 1412 года весь экипаж галеры - от капитана до кока - был определен в 212 человек. Но командиры галер не всегда следовали этому постановлению. Известны случаи, когда в поход брали дополнительно 10-20 матросов, хотя были прецеденты, особенно в более поздние годы, когда на борт галеры брали гребцов и матросов в количестве меньшем установленной законом планки. Так, в 1510 г. на вышедшей в море галере общее число матросов и гребцов составляло 206 человек (F.Lane Venetian Ships and Shipbuilders ). В целом, мы должны сделать заключение, что и здесь цифрам Мочениго можно доверять.
Теперь обратимся к тем трем тысячам судов, которые переводчицей названы «большими». Если мы обратимся к 5 тому Морского словаря Кораццини, то найдем там такое значение для термина navilii (= naviglio): «le navi mercantili minori» - «небольшие купеческие суда». Как мы уже показали, их водоизмещение не превышает 125 тонн. Это примерно соответствует нижней границе для водоизмещения более крупных купеческих судов - navi. Действительно, согласно венецианскому морскому статуту (Statuti marittimi), изданному еще за сто лет до речи Мочениго, к типу navi относились суда грузовместимостью не менее 200 milliaria, что почти в точности соответствует установленной нами границе.
После этого небольшого экскурса в морскую историю Венеции в следующий раз рассмотрим, как моряки Светлейшей впервые в мире создали постоянно действующую систему морских купеческих конвоев. Речь пойдет о знаменитой системе конвоев Incanto.