Центр. Битва полководцев
Honos habet onus
Честь обременяет.
Практически все, кто соприкасался более или менее тесно с историей, имел возможность неоднократно убедиться, что на протяжении многих ее веков изменялось практически всё, кроме психологии творца этой самой истории - человека. Особенно четко это можно заметить, когда происходит столкновение двух личностей, двух характеров. В нашем случае это столкновение двух главнокомандующих флотами, которые утром 7 октября 1571 года встретились на выходе из Патрасского залива, Дона Хуана Австрийского и Муэдзинзаде Али-паши.
Дон Хуан Австрийский в битве при Лепанто. Картина филиппинского художника Хуана Луна-и-Новисио (1887, находится в Palacio del Senado de España)
Это были очень разные люди. Дон Хуан - испанский принц, представитель королевской знати Европы, поднимался по ступеням карьерной лестницы в первую очередь благодаря своему происхождению; Али-паша - сын нищего муэдзина, своим трудом прошел все ступени османской иерархии, без посторонней помощи достиг звания четвертого визиря и капудан-паши. Являясь этническим турком, он находился во враждебном окружении обращенных в ислам христиан, которые составляли большую часть султанской элиты. Практически все историки как с той, так и с другой стороны, считают, что, в отличие от Дона Хуана, «заточенного» на интриги и подковерную борьбу, Али-паша обладал «природным благородством, был любителем наук и искусств, религиозным человеком с незапятнанной репутацией.» Известный шотландский историк Стирлинг-Максвелл в своем двухтомном труде о Доне Хуане (Stirling-Maxwell Don John of Austria; or, Passages from the history of the sixteenth century, 1547-1578 , том 1) так пишет об Али-паше:
A kind-hearted as well as a brave man, he had always been remarkable for the humanity with which he had cared for the unhappy Christian slaves who rowed his galley. He now walked forward to their benches and said to them in Spanish: «Friends, I expect you to-day to do your duty by me, in return for what I have done for you. If I win the battle, I promise you your liberty; if the day is yours, God has given it to you.»
Добросердечный и храбрый человек, он всегда отличался гуманным отношением к несчастным христианским рабам, которые были гребцами его галеры. Он подошел к банкам, на которых они сидели (дело происходит накануне сражения при Лепанто (g._g.)) и обратился к гребцам по-испански: «Друзья! Я ожидаю от вас сегодня исполнения своего долга передо мной в ответ на то, что я сделал для вас. Если я одержу победу в битве, обещаю вам свободу; и если этот день будет вашим, его вам даровал аллах»
Шотландский историк Стирлинг-Максвелл
Султан Селим доверял Али-паше. Лучшим свидетельством этого доверия может служить вручение капудан-паше главного символа Османской империи - Великого Знамени халифов, которое переходит в династии Османов от отца к сыну, от султана к султану по наследству и которое появляется на поле бое в тех редких случаях, когда султан лично вручает его полководцу. Знамя представляло собой большое полотнище зеленого цвета с вышитыми по нему золотом изречениями из корана и именем аллаха, повторенным 28 900 раз. Перед боем это знамя было поднято на флагманской галере Али-паши - Султане. (Число повторений имени аллаха на знамени халифов в различных источниках различно, но колеблется вокруг приведенной здесь цифры. Видимо, это число имеет какой-то символический смысл, но этого мне установить пока не удалось.)
Муэдзинзаде Али-паша на галере Султана. Картина анонимного художника, National Maritime Museum, Greenwich, London
Но кроме различий было и то, что объединяло этих людей. Молодость (Али был старше, но не на много), честолюбие, личная отвага.
Когда при подавлении восстания морисков, Дон Хуан лично возглавил атаку и получил аркебузную пулю в каску, Филипп неодобрительно отписал: “Вы должны беречь себя, и я должен беречь Вас для более великих дел”. Папский посланник при испанском дворе в своем донесении в Рим писал: “Этот принц так жаждет славы, что … никакой совет не сможет ограничить его … и не остановит его на пути собирания славы и чести”.
И Дону Хуану, и Али-паше нужно было доказывать, что они достойны достигнутых ими постов. Хотя у обоих отсутствовал опыт ведения боевых действий на море, каждый из них отстаивал принцип, что победу могут принести только наступательные действия; отступление, даже если оно и диктовалось обстановкой, не входило в арсенал их тактических приемов. Это ясно продемонстрировали последние совещания командования сторон перед битвой. О совещании у Дона Хуана мы уже
писали. Состоялось такое совещание и на галере турецкого капудан-паши. Пертев-паша, второй визирь Османской империи, высказал свое мнение о неблагоприятном соотношении сил христиан и мусульман утром 7 октября и предложил отойти под прикрытие крепостных орудий Лепанто. Али-паша в категоричной форме отклонил это предложение, сославшись на прямое указание султана найти и уничтожить флот христиан.
Именно особенности характеров двух флотоводцев определили и основную особенность битвы при Лепанто: это было сражение «на старый манер»: подобно тому, как в старину рыцари на турнирах выявляли сильнейшего между собой, так и в морском сражении при Лепанто основные события развернулись вокруг схватки между двумя флагманами. Оповестив друг друга выстрелами из носовых орудий о своем местоположении, Дон Хуан и Али-паша направили свои галеры навстречу одна другой.