Этого дела, кажется, никто не может распутать. Тут черт ногу сломит.
Достоевский. Подросток.
В комментариях к последнему посту френд
muitininkas справедливо заметил, что участие покорителя Кипра Лала Мустафа-паши в осаде Мальты в 1565 году вызывает сомнение. Известно, что турецкими войсками во время этой Великой осады действительно командовал Мустафа-паша. О том, что это был тот самый Лала Мустафа, который «прославился» жестокой расправой над защитниками Фамагусты, пишут в статьях Википедии буквально на всех современных языках, кроме, может быть, статьи на турецком. При этом даются ссылки на соответствующие источники.
Мы знаем о практике некритичного перевода статей вики с одного языка на другой, поэтому здесь ничего удивительного нет. Удивительно, что имеются разительные противоречия между различными источниками , упоминающими личность Лала Мустафа-паши.
Попробуем разобраться, как же в самом деле обстоят дела с Мустафой.
В книге В. А. Захарова История Мальтийского ордена при описании Великой осады Мальты говорится:
18 мая 1565 г. тридцатитысячная турецкая армия, состоящая только из янычар под командованием сераскера Мустафы-паши, возглавлявшего турецкую армию при завоевании Родоса в 1522 г., прибыла к Мальте на двухстах кораблях.
Значит, сераскер Мустафа во времена осады Мальты - тот самый Мустафа, который командовал войсками при осаде Родоса? Но точно, он никак не мог быть Лала Мустафой, так как в 1522 году будущий завоеватель Кипра работал всего лишь брадобреем при дворе Сулеймана.
Но мог ли быть сераскер Мустафа «Родосский» участником большой осады Мальты? Точно известно, что он был родственником Сулеймана, и несмотря на это султан приговорил его к смертной казни за провал штурма Родоса, заменив его на посту военного руководителя на Родосе Ахмед-пашой. Правда, родственные чувства дали себя знать, и султан, «вняв слезным мольбам других пашей», отменил смертную казнь и направил Мустафу править Александрией.
Кстати, о родственных связях Сулеймана и Мустафы. С.Махов и Э. Созаев в работе "Великая осада Мальты" пишут, что Мустафа был «шурин султана». Я плохо разбираюсь в степенях родства, но по-моему Мустафа (родосский) был зятем Сулеймана, т.е. женат на его сестре. В книге Дрейна The Knights of St. John with The battle Lepanto and Siege of Vienna есть такое пояснение: именно сестра султана упросила в дальнейшем вернуть своего мужа Мустафу в Стамбул:
Mustapha was recalled the next year at the earnest representations of his wife, the sultan's sister, and restored to the imperial favour.
Был ли Мустафа Родосский и Мустафой Мальтийским? Тоже не ясно. В турецких источниках «мальтийский» Мустафа упоминается также по имени Kızılahmedli Mustafa Paşa, но это имя в турецкой википедии связывается только с осадой Мальты, и там ни слова не говорится о захвате Родоса. Мустафа «родосский» упоминается под именем Çoban Mustafa Paşa. Но именно этот Мустафа погиб в 1529 году в Вене. Так что до Мальты он не дожил.
Получается, что каждый Мустафа - «родосский», «мальтийский» и «кипрский» - сам по себе? Вот и разберись тут!