Военный совет на Крите
Опять в генералах согласья нет,
Как лучше начать войну.
Наталья Гутина, «1806 ГОД»
Наконец-то корабли всех союзников собрались в одном месте, в порту Суда на Крите.
На следующий день после прибытия папской и испанской эскадр, 1 сентября 1570 года, в пятницу, командующие всеми контингентами священного союза (пока еще, как мы помним, не оформленного официально) собрались на первый совет. Кроме известных уже нам полководцев (Зане, Колонна, Дориа, Паллавичино, Алваро де Басан) присутствовали испанский военачальник Хуан де Кардона, венецианские проведиторы Джакомо Челси и Антонио да Канале. Запомним их имена, они прозвучат еще в битве при Лепанто. О развернувшихся на совете прениях мы знаем из записок Сфорца Паллавичино.
Сфорца открыл совет, высказав свое отрицательное отношение к идее похода на Кипр. Он сказал, что вряд ли они смогут обеспечить внезапность атаки на турок, да и к длительному приступу флот не готов, благоприятный сезон вот-вот закончится.
Сфорцу поддержал Дориа. Он сказал, что не может оставаться в составе союзного флота после конца сентября. Кроме того, объединенные войска в настоящее время не могут ни высадиться на берег для защиты Никосии, ни атаковать турецкую армию с моря. Противник имеет достаточные запасы провианта и боеприпасов, измором его не взять. Кроме того, скоро начнется сезон штормов, с которыми придет и неотвратимая угроза катастрофы всего флота: «non si poteva aspettar altro che la total rovina della nostra armata» (не приходится ждать ничего, кроме полного крушения нашего флота).
Только капитан-генерал Джироломо Зане и проведитор Канале твердо стояли на необходимости выполнения директивы дожа и Сената, требующей идти к Кипру, найти там турецкий флот, уничтожить его и освободить остров. Длительные дебаты не привели ни к какому решению, кроме компромиссного согласия перейти из Суды в Кандию на том же острове Крит, где завершить комплектование флота личным составом. Предполагалось решение о дальнейших действиях принять уже в Кандии. Чтобы такое решение было основано на свежей информации, к берегам Кипра послали с разведывательными целями капитана Залива (Адриатики) Марко Кверини.
Однако Маркантонио Колонна был достаточно мудр, чтобы пустить развитие событий на самотек. Он решил провести еще одно совещание, надеясь найти новые аргументы для перехода от слов к делу. Он попросил Зане не присутствовать на совещании, чтобы все его участники могли свободно высказать свое мнение. На флагманскую галеру Колонны прибыли командующий объединенным испанским флотом Дориа, капитан-генерал галер Сицилии Алваро де Басан, капитан-генерал галер Неаполя дон Хуан де Кардона, маркиз Торремаджоре Джанфранческо ди Сангро, представитель одной из влиятельнейших испанских фамилий в Италии Дон Карлос де Авалос и командующий венецианскими сухопутными силами на галерах флота Сфорца Паллавичини. Колонна также пригласил на совещание своего заместителя (и родственника) Помпео Колонна.
Колонна призвал всех присутствующий к свободному обмену мнениями по основному вопросу: следует ли объединенному флоту продолжить свое движение на восток, чтобы решить Кипрский вопрос силой оружия? Первым выступил Дориа. Он повторил свои прежние аргументы (конец сезона, отсутствие порта укрытия в случае шторма, дефицит гребцов и солдат на галерах венецианского флота, что при практически равном корабельном составе христианского и турецкого флотов дает преимущество туркам, галеры которых полностью укомплектованы). Если христианский флот направится в Левант и вступит в бой с турками, возможны будут только два исхода - полное уничножение союзного флота или позорное отступление. Дориа подчеркнул, что он готов драться с турками, если командование венецианским флотом сможет восстановить боеспособность своих галер. Но это вряд ли удастся за короткое время, учитывая, что к концу сентября Дориа покинет объединенные силы. Дориа получил поддержку своей позиции со стороны Паллавичино.
Испанского командующего поддержал и Хуан де Кардона, но второй подчиненный Дориа, Алваро де Басан, словно в насмешку над робостью своего начальника, сказал, что делом чести является лицом к лицу встретитья с противником.
Как бы то ни было, число сторонников позиции Дориа троекратно превышало число ее противников. В этот момент слово взял старый Колонна.
Он заранее продумал свою речь, говорил не спеша и уверенно. Посетовав на отсутствие согласия между союзниками, Колонна особую досаду выразил по поводу заявлений Дориа о конце сезона, подчеркнув, что именно его промедления и затяжки привели к нынешнему положению. Флот сейчас в неге и безопасности на Крите, в то время как Никосия отразила уже 15 турецких приступов (эти слова приписали Колонне последующие авторы, в частности, Гульельмотти, так как у союзников к 3 сентября еще не было сведений об обстановке на Кипре), а венецианский генерал Зане не может пойти с обещанной помощью Кипру, так как его удерживают здесь союзники. Нужны дела, а не слова. Они пришли на Крит не для того, чтобы стать свидетелем турецкого триумфа и безнаказанного истребления христиан. Лучше вовсе было не приходить сюда, чем сейчас повернуть назад. Они должны выполнить миссию, которую поручили им папа и король Испании, они должны помочь венецианскому флоту, его ста сорока кораблям, отразить страшную угрозу.
Погода на море сейчас, 3 сентября, не хуже, и не лучше чем всегда, продолжал Колонна. У союзников еще есть достаточно времени, чтобы дойти до Кипра, сразиться с турками, и через пятнадцать дней, еще до конца месяца, вернуться назад. Таким образом, Дориа сможет выполнить свои обязательства и уйти со своими галерами до наступления октября. Нет портов, в которых можно было бы укрыться от шторма? Но Фамагуста открыта для галер союзников. Да, флот Венеции сильно пострадал от болезней и гибели людей, но на Крите удалось уже во многом восполнить понесенные потери. Все моряки и гребцы сейчас - христиане, поэтому они, если потребуется, смогут взяться за оружие. Объединенный флот, продолжал Колонна, насчитывает 205 кораблей линии, в то время как у турок их только 150. (Мы в дальнейшем более тщательно посчитаем корабли сторон.) Поэтому союзное командование не пойдет на большой риск, если последует вслед за венецианским флотом на Кипр. Корабли турок рассеяны вдоль побережья Кипра, поэтому решительными действиями флота христин их можно будет уничножить по очереди. Колонна закончил свою речь, выразив уверенность в том, что победа буде за силами христиан, как это имело место пять лет назад при Мальте.
В конце совещания Колонне удалось уговорить его участников перебазировать свои галеры из Суды в Кандию, но желания отправиться дальше на Восток участники высокого собрания пока еще не высказали.
Продолжение последует.