Мальта: база корсаров
«Таких людей не бывает! - подумал огорченный и изумленный Александр, - как не бывает? да ведь герой-то я сам. Неужели мне изображать этих пошлых героев, которые встречаются на каждом шагу, мыслят и чувствуют, как толпа, делают, что все делают, - эти жалкие лица вседневных мелких трагедий и комедий, не отмеченные особой печатью... унизится ли искусство до того?..»
Он, в подтверждение чистоты исповедуемого им учения об изящном, призывал тень Байрона, ссылался на Гёте и на Шиллера. Героем, возможным в драме или в повести, он воображал не иначе как какого-нибудь корсара или великого поэта, артиста, и заставлял их действовать и чувствовать по-своему.
Гончаров. Обыкновенная история
Признанным современным авторитетом в освещений деятельности Мальтийского ордена на ниве corso является Мишель Фонтенэ (Michel Fontenay). Опираясь на его многочисленные работы о деятельности корсаров вообще и корсаров мальтийских в частности, приведем некоторые цифры и факты, которые, как мне кажется, лучше длинных описаний прояснят нам суть этого явления морской истории.
Jean Antoine Théodore de Gudin. Бой французского корабля с двумя галерами барбарийских корсаров. Тулонский морской музей
Понятно, что деятельность корсаров - это не только приключения на море, но и бизнес, который давал средства к существованию многим и многим поколениям мальтийцев. Прежде чем отправляться в море, необходимо было найти деньги, решить проблемы с текущим обеспечением, с правом на флаг, наемом моряков, оснащением корабля. Нужно было место, куда можно приводить захваченные суда, сбывать его товары и обращенных в рабство членов его экипажа. Нужно было, конечно же, место для карантина: очень важный элемент в условиях свирепствующих в то время в регионе эпидемий. Для этого корсар должен был иметь надежный тыл, который представлен бы портом базирования. Мальтийские рыцари создали для себя такой порт.
Конечно же, он не представлял собой что-то уникальное в морской истории. И до него существовали такие же военизированные порты. В Италии это были Амальфи, Пиза или Генуя, практически одновременно создавались британские военизированные порты в дни Дрейка и Хокинса.
Чтобы лучше понять специфику мальтийского корсарства, дадим, следуя за Фонтенэ, определение трем формам насилия на море, существовавшим в ту эпоху (помимо, естественно, боевых действий флотов в ходе войн между государствами):
1. la guerre de course, каперство, классическая форма корсарских действий на море, при которой государство разделяет с частными судовладельцами как издержки, так и доходы военных действий на море в рамках четко определенных юридических правил, признающих права моряков.
2. la piraterie, морской разбой, не ограниченный никакими законами и правилами, осуждаемый всеми и с точки зрения права, и с точки зрения морали.
3. le «corso», специфическая форма боевых действий между христианами и у мусульманами на море, развившаяся в Средиземноморье, осуществляемая на стыке каперства и пиратства, под предлогом «священной войны», которую вели такие «государства-корсары», как Мальта или османские провинции, или, как их иногда называли, регентства, Северной Африки в течение XVI-XVII веков..
Необходимо сразу же отметить следующий момент. Если каперство - это явление спорадическое, в некотором смысле исключительное, то «corso» - это что-то постоянное, фундаментальное, основанное на постоянстве вражды с «неверными».
Мальтийцам корсо давало целый ряд преференций, позволявших выживать в условиях известного кризиса в Средиземноморье той эпохи. Прежде всего, морские походы давали жителям острова рабочие места. Так, в 1590-х годах на «галерах религии» и галерах Великого магистра было занято 2180 человек, исключая рыцарей ордена и проходящих стажировку «караванистов». Можно легко заметить, что помимо 785 рабов-мусульман и 218 каторжников (большая часть которых поступала в качестве «дара» иностранных суверенов), оставались еще места для свободных гребцов, солдат, матросов, которые заполнялись местными жителями. В то время на острове было всего 9000 мужчин старше 15 лет (не считая рыцарей и рабов). Таким образом, галеры могли занять более 10% активного мужского населения города. Аналогичную картину можно увидеть и по данным 1632 года: на галерах занято 3080 человек, из которых 1284 раба и 175 каторжников. Для жителей острова оставалось около 1600 рабочих мест. С учетом других потребностей пиратского промысла, занятыми оказывалось от 2500 до 3000 мальтийцев (в 1632 г.), или 15-20 % активного населения. Еще более внушительны цифры во второй половине XVII века. Известно, что в 1651 году в эскадру галер входило уже 7 кораблей, а с 1685 - 8. Учитывая, что экипаж каждой галеры в зависимости от поставленной на корсо задачи, насчитывал от 450 до 480 человек, без учета рыцарей, нетрудно оценить общую потребность в кадрах. В последние десятилетия века она составляла до четверти активного населения острова.
Корсо привлекало также на остров большое количество эмигрантов. Не все моряки на галерах были подданными Великого магистра. В море вместе с ними выходили тосканцы и провансальцы, сицилийцы и жители Калабрии, жители Корсики и Майорки, греки и далматинцы: «поход против неверных» был делом интернациональным.
Аналогичную картину мы можем наблюдать и в портах Северной Африки. Так, в Алжире в 1581 году общая численность гребцов на 36 галерах и галиотах составляла 5000 человек, плюс 600-800 человек на 20-25 фрегатах и бригантинах (точность цифр здесь, конечно, ниже, чем в случае с Мальтой). Доля, которую составляли из них рабы-христиане, в точности не известна. Она была ниже всего на бригантинах, выше - на галерах и галиотах. Фонтенэ принимает эту долю как две трети от общего числа гребцов. Оценивая число гребцов-мусульман в 2200-2500 человек, плюс 1500 янычар и морских пехотинцев - leventi, находящихся на борту в качестве десанта, получаем около 4000 рабочих мест для населения Алжира.
Алжирский солдат. Гравюра Henri Bonnart (1678-1711)
Левенти, или солдат морской пехоты. Гравюра Cochin по рисунку Jean-Baptiste Vanmour (1671-1737)
Проецируя эту оценку на численность актиного населения Алжира того времени, получим ту же долю в 25 процентов. Аналогичная картина была и в других османских провинциях Северной Африки. Надо еще учесть, что помимо «турок по национальности» в корсо принимали участие «турки по профессии» - большое число кораблей с экипажами из христианских ренегатов, жителей балканских стран, Сицилии, неаполитанцы, генуэзцы, провансальцы. В 1581 году «настоящие» турки и турки «по профессии» составляли до половины населения Алжира и все они практически были заняты корсо.
Конечно же, помимо непосредственно занятых корсо, имелось очень много лиц, вовлеченных в сферу логистики, берегового обеспечения этого промысла. В первую очередь, это конечно относится к работникам кораблестроительных верфей. Эту отрасль мы уже частично
рассматривали, частично рассмотрим в будущем. Необходимо было также обеспечивать корабли продовольствием. Для галер этот вопрос стоял особенно остро. Если в странах Северной Африки проблему решало в основном местное сельское хозяйство, то для скалистого острова, каким являлась Мальта, вопрос действительно вырастал в проблему. Каждая галера, выходящая в море, по существующему регламенту, должна была иметь на борту запас продовольствия с длительным сроком хранения (panatica) на два с половиной месяца: 25 тонн морских сухарей, 20 тонн солонины, сухих овощей, вина и других припасов. Необходимо было поставлять на борт порох и боеприпасы, общим весом до 5 тонн, кроме того запасные снасти, паруса, необходимые запасы смолы и пакли на случай непредвиденного ремонта. Учитывая, что в отдельные годы Мальтийский орден выдавал по 20-30 патентов на корсо, материально-техническое снабжение корсаров превращалось в весьма крупное предприятие. Ясно, что решить эту задачу без помощи командорств ордена в других странах Мальта не могла. Привлечение средств извне было основным условием поддержания корсо на Мальте. (Кстати сказать, как раз истощение притока этих ресурсов привело в XVIII веке к свертыванию мальтийского корсо.) В 1631 году, например, Орден тратил на содержание своих галер 166 000 экю в год, плюс 13 000 экю на содержание арсенала и тюрьмы для рабов. А если добавить сюда расходы на строительство галер и специальные выплаты капитанам галер, то содержание галерной эскадры в 1630-х годах обходилось в сумму около двухсот тысяч экю, или приблизительно 500 000 турских ливров. Принимая во внимание, что население острова не превышало в то время 50 000 человек, эта сумма кажется фантастически высокой. Без привлечения ресурсов всех 600 командорств ордена в Западной Европе изыскать такие средства было бы, конечно, невозможно.
Мы не закончили еще эту тему и обязательно поговорим о ней в дальнейших постах.