Довольно интересная теория социального развития - беседа с Георгием Дерлугьяном. О том что печально для мира в котором марксизм заменился фундаментализмом и почему. Целиком по ссылочке.
https://expert.ru/selection/2018/02/kapitalizm-dlya-vseh/?fbclid=IwAR3ig-4jrRg2iXDLYYaY73clBtO5VwMFWC05MrXjiOXT8AUiocAjhQLbpQAСкладывается впечатление, что вспышка терроризма и социальная дестабилизация в западных странах -- звенья одной цепи. Люди по всему миру чем-то недовольны, чего-то хотят, и это проявляется через рост напряженности. Есть ли тренды, которые, на ваш взгляд, определяют сегодня новые, возможно, еще не осознанные устремления людей?
-- Согласен, обсуждение террористических угроз -- типичная подменная риторика, когда нет орудия для анализа того, что происходит. Проблема в том, что тот тренд, который определяет эти события, настолько мощный, что людям трудно его осознавать. По сравнению с ним мы как муравей на склоне горы. Мы становимся свидетелями конца того, что началось десять тысяч лет назад. Тогда человечество, которое было микроскопическим, стало жить в деревнях. Люди стали строить дома, которые стояли рядом на определенной территории, и внутри этого сообщества сложился саморегулирующийся социальный механизм, в котором человек рождался, жил и умирал. Это целостная среда, которой многим так не хватает в сегодняшнем большом городе.
Почему вообще возникла деревня? С одной стороны, это следствие того, что мы групповой вид, для выживания которого необходима кооперация. Судя по выкладкам наших антропологов (а мои коллеги занимаются эволюцией мозга за последние пять-шесть миллионов лет), мы были видом, предназначенным на отбраковку, -- то ли радиационное какое-то влияние, то ли вирусное привело к тому, что homo sapiens задержался в своем развитии. У нас детская мышечная масса, нам для хождения надо защищать стопу, мы не можем быстро бегать. И в этих условиях единственное наше приспособление, которое можно использовать, это не просто мозг, а очень затянувшийся период созревания. Но из-за необходимости так долго заботиться о ребенке нам требуется групповая кооперация внутри группы. Так вот, деревня -- это хорошо устроенный механизм кооперации. Это социально очень комфортное для сохранения вида сообщество. Сейчас доказано, что если у охотников-собирателей рождалось где-то по ребенку раз в четыре года, потому что больше не могли бы прокормить, то в деревне можно было позволить себе по ребенку в год.
-- Любопытно, вроде всегда считалось, что быстрый рост численности населения пришелся на период распространения городской цивилизации -- в связи с более продвинутой медициной и прочим.
-- Что вы! До очень недавних пор город был убийцей человека. Впрочем, и оседлость поначалу сильно уступала по качеству жизни охоте. Вообще, на мой взгляд, все эти переходы от охоты к деревне и от деревни к городу не надо воспринимать как ступень прогресса. Это вынужденная мера. По-видимому, по мере того как человек делался все более эффективным охотником, численность возрастала и стало просто мало еды. Переход к сельскому хозяйству был вынужденным и очень тяжелым. Скелеты первых земледельцев анемичные из-за того, что люди перешли на неестественную для себя растительную пищу, а через две тысячи лет они придумали заменители мяса -- молочные и кисломолочные продукты.
Вообще все развитие человечества -- это циклы от одной экологической катастрофы до другой. Как все происходит? Люди находят новую территорию, начинают ее осваивать. Вначале они, конечно, берут лучшее. Беглые крестьяне, которые распахивали Поволжье, очень рисковали -- их могли забрать в татарское рабство, зато урожай у них был впятеро выше, чем в Вятской губернии. Сколько детей можно прокормить! Но детям-то тоже нужны наделы, и приходится распахивать менее плодородную почву. И так далее. В конце концов распаханным оказывается практически все.
-- А город почему появился? В результате демографической катастрофы на селе?
-- Да, сейчас довольно четко показано, что города растут быстро, когда происходит демографическая катастрофа на селе. Не от хорошей жизни -- идут на заработки. Но сам город появляется как структура власти. То есть еще до всяких катастроф над деревней возникает надстройка, которая кормится исключительно деревней. Деревня платит налоги, кормит города и поставляет рабочую силу.