Наука это технология препарирования

Apr 26, 2018 20:00

Следующим по времени было событие, совершившее еще один переворот в моих отношениях с наукой. До него мне казалось, что вся наука (по крайней мере, общественная) это конспектирование в тетради трудов ее основоположников. Да, они, основоположники, совершали научные открытия.Но какие могут быть теперь открытия - по крайней мере, в общественных науках - раз все открыто-переоткрыто, а шаг вправо или влево - расстрел? И вдруг оказалось, что наука, с известной точки зрения, это всего лишь технология (хотя тогда такое слово применялось только к промышленному производству). Нечто проде кулинарии, где все зависит от того, какой повар и из какого топора варит суп.

Событие открылось повесткой, в которой сообщалось, что 12 февраля 1951 г. для аспирантов состоится лекция доктора исторических наук (тогда еще не академика) М. В. Нечкиной из тему: «Как работать над диссертацией?». Как всегда, было подчеркнуто, что явка всех аспирантов обязательна. Я бы добавил: строго обязательна для всех аспирантов мира! Потому что эта лекция помогла мне за полгода написать полдюжины кандидатских диссертаций (под одной обложкой), тогда как не слушавшие ее полдюжины лет тщетно мучались над одной единственной. И в корне изменила мое отношение к научной работе, как таковой.

Mилица Васильевна говорила о вроде бы сугубо прагматических вещах: как научиться не терять время попусту и за минимум времени сделать максимум возможного. Но по сути то была лекция о низкой и высокой культуре научной работы.
Только идиот (это моя собственная интерпретация слов лектора) делает конспект всего подряд прочитанного, да еше в тетради. Потому что потом на перелистывание - отыскание нужной выписки уйдет больше времени, чем на осмысление выписанного и писание своего текста, причем 99,9% выписанного окажется ненужным.
не переписывает вкратце читаемое - такой глупой роскоши не заслуживает ни одно произведение в мире - а выносит слева цифрами постранично лишь следующие три веши:

1. Цифры и факты, у которых есть хоть какой-то шанс попасть в собственное творение.
2. Нетривиальные мысли автора, на которые честный человек обычно ссылается, а жулик (99 из 100 диссертантов в СССР) приписывает их себе.
3. Те фразы или даже целые абзацы, которые имеют шанс украсить ваше скучное сочинение блестящими цитатами.

Начинать надо с какого-то основополагающего произведения, которое способно дать общую картину изучаемого предмета. На ее основе создается предварительный план диссертации (статьи, книги). Римскими цифрами главы, арабскими - параграфы. И все заполняемые карточки расписываются затем сочетаниями римских и арабских цифр - что куда.
Вот и все. Дальше остается преимущественно механическая работа. Дальнейшие материалы вы не читаете, а просто выискиваете в них обозначенные выше три пункта, что вдесятеро ускоряет процесс чтения (ныне это - общеизвестное -ускоренное чтение»). В завершение просите какого-нибудь несмышленыша из членов семьи - мужа, тешу, годовалого внука: тут разницы никакой - рассортировать карточки по главам-параграфам. Опыт показывает, количество карточек при таком подходе понадобится не так уж много: не больше 300-500 для нормальной кандидатской диссертации или серии статей, не больше 2000-3000 для докторской диссертации (монографии).
В итоге каждый параграф оказывается представленным всего 30-50 карточками. Вы выбираете стол пошире, смахиваете с него грязную посуду, выгоняете из комнаты ненужных вам больше родственников и раскладываете карточки пасьянсом на большей части плошади стола (стопками - однотемное). Перед вашими глазами раскрывается разом все содержимое будущего параграфа. Пристраиваетесь к краешку стола, берете чистый лист бумаги (сегодня это чаше будет, наверное, компьютер или ноутбук) и переносите на него содержимое карточек в собственном изложении. Процесс писания, как и чтения, тоже ускоряется вдесятеро.
После этого в комнату вызывается упомянутый выше несмышленыш, который снова складывает карточки по номерам на спинках. Все! Оружие вновь готово к бою для следующей публикации. Некоторые аспиранты не поверили лектору и стали работать над диссертацией, как раньше вес мы привыкли работать над курсовыми и дипломными в институте. Многие запоздали со сроками и, ценой неисчислимых мучении, обруганные и зареванные, защитили на год-два позже меня (хотя я несколько месяцев потерял на постороннюю командировку).

Я поверил. И не прогадал. За полгода таким способом заполнил почти полторы тысячи карточек, которых хватило бы, как уже говорилось, на полдюжины диссертаций. Еще полгода писал по карточкам первый вариант диссертации. Начал с мучительных 3-5 страниц в лень, каждую из которых десять раз переписывал, как Лев Толстой. А кончил уверенными 10-15 страницами за хороший 10-15-часовой рабочий день, с первого захода. Впоследствии, уже в докторском чине, ставил рекорды до 28 страниц за 16-часовой рабочий лень - правда, после этого несколько дней надо было приходить в себя. Но ведь печатный лист в день, опубликованный в то время, равнялся месячной зарплате профессора-доктора. Вот что такое интенсификация умственного труда! Только таким способом можно написать за свою активную жизнь полсотни книг и пару тысяч статей.

Дело даже не в количестве. При таком подходе исследователь автоматически превращается из догматика-начетчика. какими все мы были выпущены из института в то время и многие остались по сей день, в настоящего работника науки, который работает не как начинающий семинарист над Библией, а как препаратор - текстов ли, горных пород, мышей или лягушек, безразлично,- способный критически и конструктивно подходить к предмету своего исследования.https://jlm-taurus.livejournal.com/104538.html
спаибо френду маккавити за наводку

Образование, Идентичность, преподавание, перспективы, Перфекционизм, как правильно, учиться никогда не поздно, энергетический капитал, миропознание, образование, Совпало, миропорядок, Прямое попадание, ноосфера, ступень, самосовершенствование, самореализация

Previous post Next post
Up