О коммунизме и Онтологической нищете . Андрей Берман

Nov 24, 2020 16:19

О коммунизме.
Если кто из марксистов внимательно читал Маркса, то нетрудно заметить, что свою карьеру политика Маркс начинает с критики, чего бы вы думали, именно коммунизма. Во времена Маркса коммунизм представлял собой что-то типа того, что мы видели в известном фильме "Собачье сердце": "надо все отнять и поделить". Так вот, именно с критики этого положения и начинается настоящий марксизм. Ибо в результате этой операции, как ясно показывает доктор философии Маркс ничего хорошего не выйдет.
Выйдет только равенство в нищете. И нищета здесь не столько имущественная, сколько, даже не подберу слова, может быть вот так: онтологическая. Отчего нищета: от того, что все отношения с окружающим миром, здесь, сводятся к простой зависти, т.е. к невозможности обладания тем, чего у меня нет. А справедливость выглядит как простое уравнивание в обладании. Такой коммунизм Маркс называет "грубым" и "уравнительным".
Сам же Маркс, как последовательный эпикуреец (см. его докторскую диссертацию), выступает за простые, но, между тем, богатые отношения с миром: т.е. чтобы каждый человек мог приобрести не кусок хлеба, хоть бы и с икрой, но весь мир, с его звуками, красками, богатством оттенков отношений. Но, Маркс это не просто декларирует, он в своем творчестве исследует, почему это до сих пор не случилось. Т.е. настоящий марксизм это не единство в нищете, а объединение в роскоши отношений с миром.
Главное открытие марксизма, по моему, состоит в том, что ясно показано, что источник всякого угнетения - это труд, как таковой, как необходимая деятельность, обусловленная потребностью выжить. Слово "необходимая" означает то, что трудом мы занимаемся не по внутренней своей потребности, а под воздействием внешних обстоятельств. Но труд сам в себе противоречив, т.к. занимаясь им, грубо говоря "из под палки" мы, вместе с тем именно через труд выражаем свою человеческую сущность. Человек есть то, что он делает. И получается то, что наша собственная деятельность начинает над нами господствовать как чуждая нам самим сила.
Остается только найти того, кто эту силу научится использовать. Использовать для чего? Для того, чтобы освободиться от труда.
Собственно, смысл всей нашей борьбы и состоит в том, чтобы СНЯТЬ ТРУД. Подлинно человеческое общество - это такое общество, где больше нет труда, где ему на смену приходит творчество. Вот то, насколько мы сегодня в состоянии к этому приблизиться - это и есть критерий нашей человечности. Как-то так.
Из ФБ Андрея Бермана

народ, Иллюзии, про деньги, историзм, альтернативная история, идеализм, миропонимание

Previous post Next post
Up