"Тихий Дон", реж. С.Урсуляк.

Dec 05, 2015 12:15

Мне понравилось...
Очень личная и эмоциональная для режиссера тема, что всегда самое главное для впечатления. Тема - о беспощадной бессмысленности войны и насилия, убийства и ненависти. Очень четко выстроена цепь насилий, где каждое звено цепляется за предыдущее, и неминуемо влечет за собой следующее. И что эту цепь может прервать? Чтобы еще более свою мысль подчеркнуть, режиссер намеренно первые мирные сцены идеализирует до предела, своего рода, «потерянный рай». Что, конечно, не совсем верно, да и у Шолохова это не так. Бросается в глаза также отсутствие осуждения кого-либо, с любой стороны, для Урсуляка все равно дороги. И все - равно жертвы все более раскручивающегося маховика Гражданской войны. В этом тоже есть упрощение, но эмоционально это очень понятно, и не может не задевать за живое.
По актерским работам много сказать нельзя. Все актеры - а очень много молодых - работают хорошо, но у всех, практически, задачи предельно скромны. Это не фейерверк, как в «Ликвидации», здесь все направлено в одну цель, и потому возможности для всех существенно сужены. Разве что, что С.Маковецкому (Пантелей Мелихов) и К.Желдину (дед Коршунов) разрешено больше.
Григорию -Е.Ткачук дано больше, и артист он очень заметный, упертый такой. Но и для него нет возможности развернуться именно на поле рефлексии. Он все переживает на эмоциональном уровне, и это правильно, но для Григория отношение к истории не исчерпывается только эмоциями, его проблема именно в наличии рефлексии. С этим в фильме сложнее, и, думаю, не из-за актера, рефлексия чужда режиссеру.
Ткачук хорошо разыгрался к концу, вообще, главное, что получилось, это развитие человека, от легкомысленного парня до человека, на которого вольно или невольно оглядываются все, кто его окружают. Очень хороши две сцены с Натальей и Аксиньей, где нет ни слез, ни упреков, ни взрывов страсти. Только тихая нежность и абсолютное понимание неразрывности связей. И с той, и с другой. И смерть, разрешающая этот треугольник, приводит Григория к оглушительному и безысходному одиночеству.
Умеет он и молчать, и молчание его наполнено, как в сцене, где с трудом выталкивая слова, он спрашивает мать о причинах смерти Натальи, а сам уже знает ответ. И отворачиваясь к окну молча смотрит вдаль.

Думаю, фильм не встретит большого приятия, слишком укоренено у нас воспоминание о фильме Герасимова. Здесь же - подход другой, и подход этот гораздо ближе к точке зрения на роман Товстоногова.

И последнее. При всех (незначительных) огрехах, фильм говорит о настолько важных и сложных вещах, что после него как-то очень мелкими кажутся все наши нынешние заботы. И нынешние истории. И даже новости.
Previous post Next post
Up