РАЗБУДИТЬ ЧЕЛОВЕКА

Feb 04, 2014 23:39

В Советском Союзе телевидение было массовым и практически не имело альтернатив. Перед телередакцией стояло две задачи: идеология советского государства и просвещение. Две противоположные задачи, на мой взгляд. Потому что любое просвещение несет в себе идеи свободы, размышления и анализа.

Немалую часть сетки вещания занимали художественно-просветительские и образовательные программы для детей. “АБВГДейка”, “Будильник”, «Ералаш», тележурнал «Хочу все знать». В, казалось бы, незамысловатых развлекательных детских передачах царил настоящий дух свободы, даже некоторого хулиганства.



Телепрограмма «Будильник», выходившая с 1965 по 1989 годы, для многих поколений советских детей была образцом интеллигентного юмора, источником знаний и своеобразной нишей, где разрешалось быть Ребенком.
[Читать]

За 24 года существования программа сменила много ведущих. Первые передачи вела Надежда Румянцева - это была череда небольших сюжетов и между ними разговор ведущего с ребятами в студии. Потом с телеэкрана беседовали с детьми Светлана Жильцова и Ангелина Вовк, Людмила Крылова и Александр Воеводин. В создании «Будильника» участвовали Эдуард Успенский, Владимир Шаинский и Григорий Остер. Музыку к ней писа¬ли
Максим Дунаевский, Владимир Рубашевский и Григорий Гладков.

Формат получасовой передачи постоянно менялся, поэтому ее с удовольствием смотрели малыши и взрослые, хотя передача предназначалась для школьников. Прочно обосновались в «Будильнике» музыкальные номера, игровые сюжеты. В гости к ребятам приходили актеры и музыканты. Настоящей находкой стали тематические выпуски. Они стали настолько популярны, что в 80-х годах ведущая просто выбирала одно письмо из огромной стопки, и всё это были просьбы повторить ту или иную передачу. В такое же «лото» играли с заявками на мультфильмы.

Каждое воскресенье советские дети устраивались перед экраном телевизора. В одной передаче ведущие пытались «вспомнить» мелодии детских песенок. Как мы хохотали с сестрой, когда Эдуард Хиль пытался спеть слова «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам» на мотив песни «Пусть всегда будет солнце». Это было первое мое знакомство с музыкальными шутками.

Первая встреча с театром - тоже «Будильник». Выпуск был посвящен английской поэзии. Народные баллады и стихи поэтов в переводе С.Я. Маршака были талантливо разыграны по сценарию В. Друг с использованием гортеска и пантомимы. Неподражаемая молочница в исполнении Сергея Рубеко и настойчивый король (Владимир Ильин) стали для меня символами инсценировок.



И, конечно, навсегда запомнился предновогодний выпуск «Будильника», в котором Юрий Богатырёв и Наталья Назарова рассказывали истории про Лельку и Миньку. Дети из рассказов М. Зощенко в исполнении актеров были милыми и живыми - прямо как мы с сестрой. Они ссорились, мирились, проказничали, признавали свою вину. Их даже наказывали. И это так совпадало с моим миром.



Авторы программы в основном были молоды, склонны к экспериментам и разрушению стереотипов. Формат детской передачи давала им огромный простор для творчества. И каждую неделю, в воскресенье, ровно в 9.30 утра, эти талантливые люди разговаривали с детьми, которым предстояло стать взрослыми.

УНИК, ТВ

Previous post Next post
Up