Психология обиды предлагает множество техник для того, что бы с ней справится. Но без осознания сути этого тяжелейшеего состояния это практически невозможно. Обида тяготит и тех , кто обижен, и для тех, на кого обижены. Более того, это переживание крайне непонятно для тех, кто не умеет обижаться. В способности или неспособности обижаться нет ни личной заслуги, ни вины. Обида - особенность психического склада. Но, отнюдь не неизбежная. Но для того, что бы справится с обидой, необходимо осознать причины её формирования.
Давняя, предавняя притча про двух монахов, наверное, известна всем, а если нет, то я с удовольствием напомню её читателям.
Шли два монаха из одного монастыря в другой. Путь был не близкий. Шли они долго, пили воду из рек, питались подаяниями. Шли, не смея глаз поднять на прохожих и тем более, на красивых женщин.
И вот на пути их встретилась река. Не глубока, не широка, можно вброд перейти высокому человеку. А на берегу женщина стоит. Не знает, как ей на тот берег перебраться. Один из монахов предложил её перенести и, получив согласие, перенёс её на своих плечах на другой берег. И пошли дальше - два монаха своей дорогой, а девушка своей.
Идут монахи долго, путь тяжёлый. Молча идут. Сели передохнуть. И друг, один монах у другого спрашивает:
-Как же ты, брат, посмел, до женщины дотронутся, да ещё себе на плечи усадить? Ведь нельзя нам на женщин даже смотреть.
Усмехнулся второй монах: - Нам людям помогать велено. Вот я и помог, чем смог. А то, что я женщину на плечах перенёс, так я про то забыл давно. А ты, брат, до сих пор её несёшь в сердце своём…
Вот и в жизни так бывает. Тот, кто когда-то обидел, намеренно или ненароком, забыл давно о сказанном или сделанном, а другие люди порой помнят и несут в своей памяти эту обиду всю жизнь. И рады бы простить, а не прощается. И хотели бы забыть, а не забывается. Помнят и слово обидное, в сердцах сказанное, и не сказанное доброе слово помнят...
Обида, как состояние, свойственна только людям с анальным вектором. А есть он у 20% людей. Пятая часть населения планеты способна обижаться. Другим это состояние не знакомо и поэтому они не могут понять всю его тяжесть и опасность.. Впрочем, и люди с анальным вектором тоже не понимают, какое негативное влияние на их жизнь оказывает обида. Фиксация на давно прошедшем состоянии не даёт идти вперёд, не позволяет радоваться жизни, а негативный опыт, пережитый когда-то, переносится на всю оставшуюся жизнь.
Один обсчитавший когда-то продавец, «делает» всех остальных людей в глазах обиженного ворами, обманувшая надежды первая женщина «превращает» всех остальных женщин в подлых обманщиц. А самая первая женщина в жизни любого человека - это мама. И поэтому, самые первые, и дающие начало другим, обиды исходят от мамы и формируются в детстве. А поскольку обиды сами по себе не прощаются, то одна обида, наслаивается на другую и как снежный ком с горы тащит жизнь человека в пропасть.
Для того, что бы понять, как мама может обидеть анального ребёнка необходимо разобраться в характеристиках и качествах присущих людям с
анальным вектором. Ведь сам по себе этот вектор ни плох, ни хорош. Он необходим. Вернее, необходимы люди с анальным вектором.
На заре человечества у каждого человека в стае была своя видовая роль. Кто-то был вождём и вел войско на войну и охоту, кто-то был воином, но должны были быть люди, обеспечивавшие безопасность женщин и детей в пещере, пока остальные мужчины воюют. Ну, и соответственно, они должны были быть наделены особыми свойствами для этого. Эти мужчины, и женщины тоже, по природе не склонны к изменениям, психика у них не гибкая, ригидная, измены, даже в мыслях, не допускает. Это было важно для тех мужчин, которые оставляют свою женщину в пещере.
Им свойственно всё делить на чистое и грязное, а потому важно отделить это грязное от чистого, указать на ошибки, что бы исправить их, «очистить»от несовершенства. И женщин анальные мужчины делят на чистых и грязных.
Анальные люди критики от природы, потому прямолинейные и честные люди, склонные к
перфекционизму, которым более всего важно, чтобы другие члены стаи это понимали, чтобы добычу, принесённую с войны и охоты, поровну поделили, чтоб не обидели - не обделили ни куском мяса, ни почётом и уважением. Потому, как свою видовую роль в стае они несут столь же исправно, как и воины на войне.
Если хранителю порядка в пещере не додали чего-то, возникает обида, и на всех остальных членов стаи переносится подозрение в несправедливости и недоверии, нарушается биохимия мозга. И анальный человек уже не очищает от грязи, а добавляет её, выравнивая, таким образом, свою искажённую биохимию. Так устроено психическое анального человека.
И психика маленького ребёнка с анальным вектором устроена точно так же. Крайне важно понимать психическое анальных детей, чтобы не допустить обиды и не превратить их в критиканов, насильников, садистов и даже в педофилов. (А детей с кожным вектором не превратить в мазохистов, воров, неудачников. В каждом векторе есть свои особенности.)
Мама - это человек, обеспечивающий чувство безопасности в жизни ребёнка. Ведь сам он очень уязвим. Если именно мама каким-то образом лишает его этого чувства, то ребёнок на всю жизнь может лишиться доверия к жизни, к людям. А чувство безопасности у ребёнка с анальным вектором очень зависит от доверия, с которым ребёнок обращается к маме со своими проблемами.
Очень важно, чтобы мама не отмахнулась, захотела выслушать, не перебила, не поторопила, вовремя похвалила за заслуги.
А ведь анальные люди от рождения медлительны, им необходимо точно и последовательно рассказать обо всём, что их беспокоит. Нередко с ребёнком случаются неприятности в школе, конфликты со сверстниками, учителями. Если мама не выслушает ребёнка, не попытается его понять, и даже поддержит учителя, например, не разобравшись в сути конфликта, происходит самое страшное, что может произойти - потеря чувства безопасности. «Уж если мама не справедлива, то несправедлив и весь мир». Это навсегда остаётся в памяти ребёнка и откладывает отпечаток на всю его жизнь. Человек, утративший это базовое чувство, боится создавать отношения, поступать учится, устраиваться на работу. Он всегда будет чувствовать себя обделённым и неуверенным, он всегда будет подозревать других людей в несправедливости. Всё это может привести к социальным и сексуальным фрустрациям. Ведь человек счастлив, когда занимает достойное место в обществе. Но из-за обиды он не может полностью реализоваться ни в социуме, ни в группе, ни в паре.
Обида, как бы давно она не была нанесена, переживается остро и через 10, 20 и даже 50 лет. К ней добавляются новые обиды и обидки. Обиженному человеку хочется доказывать всем, как другие ошибались на его счёт, но, обида, словно якорь, не даёт сдвинутся с места. Не будучи уверенным в том, что начинания удадутся, человек так и не решается начать то, о чём он мечтает. По сути, он сам отбирает у себя возможный успех из-за страха его не получить, или из-за страха потерять то, что может быть достигнуто. И это всё из-за прошлого неудачного опыта.
В таком состоянии, другие люди, весь мир людям с анальным вектором на уровне сознания кажутся грязными, несправедливыми, нечестными. Ощущая себя честными, и чистыми, они считают, что честно невозможно достичь успеха и что те, кто сумел это сделать, используют грязные методы. Себя и своё бездействие они оправдывают. Мания чистоты, свойственная этим людям, как следствие недостаточной социальной реализации, нередко создаёт невыносимые условия для партнёров в отношениях.
Оправдывают себя все. Так мы устроены. Даже серийные убийцы находят себе оправдание. Все эти явления - проявления бессознательного. Изменить «несправедливый» мир можно лишь, изменив себя, а это возможно через осознание бессознательного.
Осознав истинные причины обиды, можно навсегда с ней попрощаться. Понимая свои реакции, можно взять их по контроль. И даже, можно избавиться, наконец, от власти прошлого опыта. Ведь если в нём и есть хорошее, то только то, что он не имеет никакого отношения к настоящему.
Статья написана с использованием материалов
тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Рекомендуется к прочтению:
9 мая. День Великой Победы. Вести с "мирного" фронта Избиение младенцев. Мутный взгляд на справедливость