"Артист, озаряющий счастьем" - лучший Ленский России, из крестьян...

Jul 13, 2018 05:20

На этой неделе был день рождения кумира советской публики, золотого голоса русской оперы, любимого тенора СССР и лучшего Ленского России, чья биография очень показательна...
Сергей Лемешев, выходец из бедной крестьянской семьи, уже к 30 годам стал известен всей огромной стране и всенародная слава его гремела всю оставшуюся жизнь, а образ до сих пор остался в памяти многих.





Долгие годы он выступал на сцене Большого театра со своей любимейшей ролью, партией Ленского из «Евгения Онегина» - великий русский тенор блистательно исполнил ее более 500 раз - и навсегда осталя непревзойденным.
А начиналось все очень обыденно - с бедности, ранней безотцовщины и маячащей впереди карьеры сапожника...
[Spoiler (click to open)]

40 ВЕРСТ ПЕШКОМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ АРИЮ ЛЕНСКОГО

Сергей Лемешев родился в селе Старое Князево Тверской губернии 10 июля 1902-го года в бедной крестьянской семье. У обоих его родителей - Якова Лемешева и Акулины Шкаликовой - были красивые, звучные голоса. Мать Лемешева пела в церковном хоре и считалась лучшей певицей в деревне.

Сергей рано остался без отца: ему еще не было и 10 лет, когда глава семьи скончался от чахотки. В 1914 году Лемешев окончил 4-й класс церковно-приходской школы и вместе с дядей отправился в Санкт-Петербург - обучаться сапожному делу. Но после начала Октябрьской революции вернулся в родную деревню и поступил вместе с братом Алексеем в местную художественно-ремесленную школу. Однажды ее директор Николай Квашнин услышал, как Сергей Лемешев пел. Он пригласил мальчика в гости и познакомил со своей женой, Евгенией Квашиной. У той было консерваторское образование, и она предложила учить Лемешева певческому мастерству и нотной грамоте. Именно в ремесленной школе Квашнина юный певец выучил арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», которая спустя годы стала его визитной карточкой.

Зимой 1919 года Лемешев пешком отправился в Тверь - за 40 верст. Он хотел выступать в центральном городском клубе самодеятельности. Руководитель клуба Николай Сидельников прослушал весь репертуар молодого певца: русские песни, арии Ленского, Надира и Левко. Сергей Лемешев выступил в клубе в первый же свой вечер в Твери. Его концерт так понравился публике, что молодого певца долго не отпускали со сцены. Однако на работу Лемешева не взяли, и ему пришлось отправиться домой.

Через полгода он вернулся в Тверь, но уже для того, чтобы поступить в кавалерийское училище. Параллельно Сергей Лемешев полтора года учился в музыкальной школе у Сидельникова - за это время они стали близкими друзьями. Частные уроки у Николая Сидельникова певец брал еще долго, даже когда стал знаменит.

СТУДЕНТ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ И УЧЕНИК СТАНИСЛАВСКОГО

Через полтора года, в 1921 году, Лемешев поехал поступать в Московскую консерваторию. Молодому певцу удалось стать студентом, хотя конкурс был огромный - на 25 мест подали более 500 заявок. В консерватории Лемешев попал в класс Назария Райского, известного вокального педагога.

«Я считал, что учиться пению просто и приятно, а это оказалось столь мудрено, что и осилить-то почти невозможно. Я никак не мог понять, как надо петь правильно! То упускал дыхание и напрягал мышцы горла, то мне начинал мешать язык. И все же я был влюблен в свою будущую профессию певца, которая казалась мне лучшей на свете».
Сергей Лемешев
Сергей Лемешев не только занимался в классе Райского, который развивал его технику, но брал уроки у других педагогов - супругов Соколовых, Надежды Кардян, Людмилы Звягиной. Своим вторым университетом певец считал Большой театр. Там он услышал выступление Федора Шаляпина и Леонида Собинова, которого особенно любил: «У Леонида Витальевича Собинова была своеобразная, одному ему присущая манера образования звука. <...> И это придавало особое очарование его пению».

Первый сольный концерт Сергея Лемешева прошел в 1924 году на сцене Российского института театрального искусства. За него певец получил внушительный по тому времени гонорар - 175 рублей, на который он построил для матери и брата новую избу.

В этом же году Лемешева приняли в оперную студию Константина Станиславского.

«Под непосредственным руководством великого мастера русской сцены я приступил к изучению своей первой роли - Ленского. <...> Конечно, всю пушкинскую характеристику Ленского, как, впрочем, и весь роман, я знал наизусть и, мысленно твердя его, непрестанно вызывал в своем представлении, в своих чувствах ощущение образа юного поэта».

«АРТИСТ, ОЗАРЯЮЩИЙ СЧАСТЬЕМ»

В 1925 году Лемешев окончил консерваторию. На выпускном экзамене он пел две партии - Водемона из оперы Петра Чайковского «Иоланта» и Ленского. Вскоре певца пригласили в Свердловский оперный театр имени Анатолия Луначарского (сегодня - Екатеринбургский театр оперы и балета). Директор обещал молодому исполнителю главные роли, и Сергей Лемешев согласился. В Свердловске он проработал около года, затем два сезона солировал в Русской опере в Харбине, а в 1929-1931 годах пел в Тифлисском театре оперы и балета. Здесь его услышал оперный певец Александр Пирогов, он посоветовал молодому певцу попробовать свои силы в Большом театре.

В 1931 году Лемешев дебютировал на сцене Большого в роли Царя Берендея в опере «Снегурочка». После этого выступления его зачислили в труппу.

«Есть только один [артист], которого я особенно люблю - и не только как товарища по искусству, но прежде всего как артиста, озаряющего счастьем! Это - Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы, - все это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце, задевая сокровеннейшие струны». Борис Хайкин, дирижер Большого театра

Долгие годы певец был одним из ведущих теноров Большого театра. За это время Лемешев исполнил множество партий: герцога в «Риголетто», Ромео в «Ромео и Джульетте», Фауста, Левко в «Майской ночи». Но коронной ролью певца оставалась партия Ленского в «Евгении Онегине» - за свою жизнь он исполнил ее 501 раз.

В 1939 году певец первый и последний раз снялся в кино. Он сыграл шофера Петю Говоркова в фильме «Музыкальная история». Несмотря на успех фильма, Сергей Лемешев на экране больше не появлялся. О съемках в кино он говорил: «На экране - не в театре, здесь ничего не исправишь».

КОНЦЕРТЫ С ОДНИМ ЛЕГКИМ

С началом Великой Отечественной войны основной состав Большого театра эвакуировали в Куйбышев, однако Лемешев, Сергей Обухов, Елена Катульская и Елена Степанова остались в Москве. Театр работал даже во время войны.
Пока на сцене Ленский стрелялся с Онегиным, в небе разворачивалась своя дуэль - между советскими летчиками и немецкими бомбардировщиками. Генерал Иван Журавлев говорил Лемешеву: «Как это хорошо, что вы остались! Сейчас так важно, чтобы Большой театр работал. Ведь это символ нашего города. Символ непобедимости».

В октябре 1941 года Сергей Лемешев сильно простудился, у него началось воспаление легких. Болезнь прогрессировала, поэтому врачам пришлось «отключить» правое легкое. Лемешеву больше нельзя было петь, однако он упорно разрабатывал голос, и со временем врачи разрешили выходить на сцену.

«Поначалу я не мог петь, задыхался - ведь работало одно легкое. Врачи разрешили одно-два выступления в месяц, однако я приспособился и пел три-четыре спектакля в месяц до 1948 года».
Сергей Лемешев
К 1957 году Лемешев перестал гастролировать, но периодически возвращался на сцену Большого театра - вплоть до 1965 года. Он посвятил себя режиссуре и педагогике: руководил кафедрой оперной подготовки и кафедрой сольного пения в Московской консерватории, а также вел передачи на Всесоюзном радио и был руководителем его вокальной группы.

В 1972 году певец дал юбилейный концерт. Несмотря на жару, больные легкие и недавний инфаркт, Лемешев в последний, 501-й раз исполнил свою любимую роль - партию Ленского. Зал аплодировал ему стоя.

Сергей Лемешев умер 26 июня 1977 года. Похоронили оперного певца на Новодевичьем кладбище.

по материалам

О своей главной роли и о многом другом певец рассказал в автобиографической книге «Путь к искусству» - можно почитать ее здесь.




---
Не думаю - что к этой биографии нужны хоть какие-то комментарии...
Лучше несколько его классических записей:

image Click to view


Лемешев - лучший Ленский...
---

image Click to view


Лемешев поет Тройку...
---

image Click to view


Лемешев о матери и песне "Ванька-ключник" (1969)
Фрагмент фильма "Встречи с мастерами театра. Сергей Лемешев"
---

image Click to view


Ах ты, душечка, красна девица!
Видеоряд - кадры из уникального немого черно-белого художественного фильма "Бабы рязанские", основан на русской этнографии, Совкино, 1927 -1928 г.
---

image Click to view


А это - лучшее завершение материала о русском пареньке из крестьянской бедноты, учившемся на сапожника, да вдруг, после грянувшей революции, открывшей ему дорогу на Олимп, ставшем музыкальным кумиром поколений советских людей.

Посмотрите внимательно, где он поет, вглядитесь в эти лица заводчан, которые в обеденный перерыв слушают самую яркую  музыкальную звезду своей страны, поющую о ее величии и свободе - и позавидуйте этим людям по-доброму.

Может быть, среди них были чьи-то счастливые родители или деды, которым повезло никогда не узнать - что такое киркоровы,  моисеевы и фабрики звезд - и во что превратилась их великая и прекрасная страна стараниями их непутевых и наивных детей...

P.S.


Первые мои жизненные впечатления ограничиваются стенами людской помещичьего дома; в одном из ее углов нашла горький приют моя мать со мной и старшим братом (который вскоре умер).
Правда, изредка мне удавалось пробираться в барские комнаты, где я попадал словно в сказку: все меня чаровало - красивая мебель, картины, фарфоровые безделушки, хрусталь, а особенно - рояль, который чудесно пел, когда я робко нажимал пальцем клавишу.
Но за подобные экскурсии мне сильно доставалось от матери, и я не решался их часто повторять. Только на дворе я чувствовал себя вольготно. Особенно тесную дружбу водил с собаками...

...Но вот в конце 18-го года в жизни нашей деревни произошло событие, которому я обязан всей своей дальнейшей судьбой. Из Москвы приехал наш хуторской сосед, инженер-архитектор Николай Александрович Квашнин с семьей. По заданию Наркомпроса он открыл на своем хуторе ремесленную школу для деревенской молодежи.
Квашнин был страстным театралом и музыкантом-любителем. Он прекрасно играл на рояле, скрипке, гитаре, балалайке и других инструментах, сочинял музыку - у меня сохранились два его романса. А Евгения Николаевна имела профессиональное музыкальное образование, окончив Саратовскую консерваторию по классу пения. Это привело к тому, что Квашнин организовал при школе театрально-музыкальный кружок...

(отрывок из автобиографической книги С.Я.Лемешева)

«Он был кумиром миллионов и остался им на века. Выход Лемешева на сцену неизменно сопровождался возгласами восторга, на несколько минут приостанавливая спектакль, и даже самые равнодушные к оперному искусству люди, узнав по радио голос певца, замирали у радиоприемника. С.Я. Лемешев - уникальное явление в музыкально-вокальной жизни нашей страны. И память об этом великом русском певце-артисте не должна исчезнуть». (И.Масленникова, певица)

upd
[Spoiler (click to open)]

lopuhsurepkin
13 июля 2018, 07:58:56
Лемешев - это моя любовь, обожаю и как певца, и как личность. На ул. Горького - Тверской с довоенных времен был магазин "Сыр". Там в зимние морозы прятались "сырихи", обожательницы Лемешева, которые караулили его возле дома. А в "Сыр" они по очереди ходили греться. Там рядом долго стоял старый телефон-автомат, из которого, по легенде, перезванивались лемешистки. Все это отражено в фильме "Воздушный извозчик" в эпизоде "Муся, он здесь".
А еще история рассказывает, что в октябре 1941 Лемешеву предлагали эвакуацию. Весь Большой уже уехал, а Лемешев из-за болезни остался в Москве. На предложение организовать ему индивидуальную эвакуацию Лемешев спросил: "А Сталин в Москве?" - "В Москве". "Ну тогда и я остаюсь".
По-моему, Лемешев был еще и лучшим исполнителем бельканто среди советских оперных певцов.

vlad_cepesh
13 июля 2018, 11:57:28
Объективно лучшие советские певцы появились в брежневское время, причем сразу и в большом количестве. Если бы не композиторская мафия, еще неизвестно, чьи песни слушали бы сегодня во всем мире.
Вполне допускаю что того же Эдуарда Хиля например.

physfak_69
13 июля 2018, 11:28:27
Предвижу обвинения в безкультурье и непонимании "высокого искусства", но ежели к Лемешеву всегда относился с симпатией, то Козловского на дух не переносил. Даже не столько за манеру петь, сколько за фонтанирующие феерическую спесь, высокомерие и самолюбование. А приведенный выше эпизод с эвакуацией лишний раз подчеркивает, насколько Лемешев, как человек, выше Козловского.
ОТВЕТИТЬ

музыка

Previous post Next post
Up