Проблемы возникшие в связи со сносом столичных пятиэтажек проще всего, конечно, объяснять либо устойчивыми аппетитами стройкомлекса, которому, чтобы кушать, надо постоянно ломать и строить, строить и ломать, либо темпераментом общественности, которой надо постоянно поднимать гевалт по поводу и без повода. В определенной степени, конечно, присутствует и то, и то. Но если посмотреть на проблему в общем, дело не столько в злонравии тех или иных классов, сколько в свойстве поземельной собственности порождать раздоры. У всех, завязанных в поземельном вопросе, может быть своя правда - "И ты прав, реб Мендель, и ты прав, реб Лейзер", но вычертить среднюю линию и провести какие-то преобразования (хотя бы нужда в них давно была назревшей и перезревшей) оказывается чрезвычайно трудно. Возьмем хоть крестьянский вопрос в России XIX в. При мало-мальском углублении в проблему выясняется, что схема из советских учебников - злой царь и помещики vs. угнетенные крестьяне - не работает. Цари, начиная с Александра I, прекрасно понимали, что крепостное право есть зло, но при обращении не к идеологическим постулатам, а к конкретной проблематике реформы, выяснялось, что и так нехорошо, и эдак плохо, и кроме весьма несовершенной реформы Александра II, понавязавшей к тому же множество новых роковых узлов, лучше придумать ничего не удалось. Кричать: "Земля и воля!" хорошо, бия в колокол из Лондона, но если тебе на этой земле жить, все оказывается несколько сложнее. Нынешняя реновация на той же линии. Стоит немного углубиться в проблему, как вопросы нарастают по экспоненте, и неясно, удастся ли прочертить весьма кривую, но все же среднюю линию. Желающие заливисто камлать по поводу реновации пусть камлают, но менее заливистым гражданам имело бы смысл без гнева и пристрастия отрефлексировать вопрос: "А если завтра меня придут реновировать? Что тогда? Горевать? Ликовать?". [Spoiler (click to open)] Сидя во дворе моего дома на Беляеве, я постарался примерно прикинуть pro и contra. Наш квартал был застроен в 1970 г. одними панельными девятиэтажками. Одни из серии похуже, другие (как мой дом) чуть получше, но в общем 1970-й он 1970-й и есть. Бывают более совершенные жилища. Формально мой дом не подпадает - девять этажей - под реновацию, с другой стороны, месторасположение - 100 метров до метро - вселяет известные мысли. В таком козырном месте, снеся мой дом, можно построить и что-нибудь получше. Осознав, что скоро моей девятиэтажке будет полвека (если достоит), я мысленно вернулся в 1970 г., когда в округе была глушь и дичь. Нынешней Профсоюзной ул. не было, было шедшее параллельно узенькое Старокалужское шоссе, метро, естественно, тоже не было, рядом с домом были руины коровника, продолжающие сильно озонировать, сквозь непролазную грязь ходили по дорожке из криво набросанных ж/б плит. Сейчас картина гораздо более благодатна, напоминая описанный Некрасовым в поэме "Дедушка" старообрядческий Тарбагатай. Началось с того, что "Горсточку русских сослали В страшную глушь -- за раскол". Со временем, однако, произошло обустройство нового микрорайона -- "Так постепенно в полвека Вырос огромный посад - Воля и труд человека Дивные дивы творят! Всё принялось, раздобрело! Сколько там, Саша, свиней, Перед селением бело На полверсты от гусей; Как там возделаны нивы, Как там обильны стада! Высокорослы, красивы Жители бодры всегда". Mutatis mutandis - живых гусей и свиней у нас не наблюдается - прогресс налицо и на Беляеве. Кругом разрослись кущи и рощи, построились магазины, парковки, детские площадки, заведения общепита, метро, троллейбус и автобус. Внутри дома тоже все изрядно благоустроено, а в большинстве квартир силами проживающих произведен ремонт. Везде следы довольства и труда. Реновация же означает возвращение на полвека назад. В страшную глушь или не в очень страшную, или даже не в глушь, но в любом случае на новое место, которое предстоит обживать с нуля, а на это, по хорошему, потребны десятилетия. Опять же и внутреннюю квартирную реновацию с собой не повезешь. Весь мирской аналог намоленности пропадет, надо все начинать сначала. Что иным людям уже и не под силу. Конечно, и дома бывают разные, и проживающие в них люди - тоже. Снос бараков вообще ни у кого не вызывал неприятия. На тридцать восемь комнаток всего одна уборная - бежать от этой прелести хоть в самое дальнее Алешино-Калошино. Расселение коммуналок тоже не вызывало особенного протеста - разве что элегические чувства, как в финале фильма "Покровские ворота". Наконец, и хрущевки в массе своей не вызывали большой ностальгии. Лужковская реновация скорее вызывала у переезжающих чувство глубокого удовлетворения. Проблемы начались - и, вероятно, будут умножаться - в основном теперь, когда первоначальное качество жилья хоть и не идельное, но все же более или менее сносное, а улучшение этого жилья - и его самого непосредственно, и окружающей среды - достаточно существенное. В этом случае итоговая сумма (исходная стоимость минус естественная амортизация но плюс набор улучшений, мирская "намоленность") может вполне конкурировать с ценностью формально лучшего (больше квадратных метров) жилья, но совершенно не намоленного и расположенного черт-те где. По крайней мере вопрос не очевиден. Эта неочевидность и порождает настроения "Никуда я отсюда не уеду". Причем для такого настроения не обязательно быть крайним консерватором - достаточно простого нежелания вновь начинать трудный, длительный и дорогостоящий процесс обустройства с чистого листа. Здесь могут быть разные мирососерцания - оседлого человека и кочевника. Для оседлого ценность жилья может со временем возрастать благодаря постепенному его благоустроению. Для номада более важной является сиюминутная новизна. Причем в современном глобальном мире номадов все больше - "Подобно птичке беззаботной, И он, изгнанник перелетный, Гнезда надежного не знал. И ни к чему не привыкал". Жилье есть чужой, наемный дом, меняемый с большой легкостью. Примерно, как автомобиль, в идеале меняемый каждые пять лет. Старый экипаж отправляется под пресс, потребитель пересаживается в новый, и никакой ностальгии, ниже неудобства никто при этом не испытывает. Как указал на слушаниях в Думе В. В. Жириновский, "Сегодня ваши квартиры - "Запорожцы", вам предлагают "Мерседес". Выгодная пересадка - и ничего более. Тот же Жириновский выступает, как твердый корбюзьерианец - "Дом это машина для жилья". Или как Цветаева - "Дом, и не знающий, что мой, как госпиталь или казарма". Поменять машину или госпиталь - да в чем проблема-то? Носители кочевой психологии искренне не понимают людей оседлых, отсюда и возникает сшибка. --- В дискуссии тема получила развитие - gala_gala15 Кажется, это первая, из сонма разномастных, статья о реновации, где исследована психология личности подпадающего под этот каток "маленького человека". Уже и не думала, что кто-нибудь скажет именно о разных интенциях, характерологических особенностях и приоритетах. Я бы добавила сюда еще и возрастной, и гендерный фактор, тоже существенные при принятии решения. iz_pindemonti характерологических особенностях Тут отсыл к Ф.Искандеру: "Всю мировую литературу я разделяю на два типа - литература дома и литература бездомья." http://jig.ru/golden/043.html [Spoiler (click to open)]gala_gala15 О, здорово) Представь себе, я и не читала этого, к стыду своему.. =Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! И обе - великие поэты. Ахматова - литература дома. Цветаева - литература бездомья. И сразу, с ранней юности обозначилась таковой, хотя родилась и жила в уютном профессорском доме. Оба поэта - люди трагической судьбы. Но одна из них сразу стала поэтом дома, а другая поэтом бездомья.= - вот с этим не знаю, как согласиться, Ахматова как раз была бездомная кочевница, вот это классическое - почти всю жизнь «Анна всея Руси» скиталась по чужим углам.. Помнишь, н-р, эпизод - =..Ахматова тогда нашла убежище неподалёку - в квартире своей давней подруги, актрисы и художницы Ольги Глебовой-Судейкиной. Эта квартира на Фонтанке, 18, изрядно обветшавшая, тоже хранила следы роскоши предыдущей эпохи. Когда-то это была семейная квартира бывшего мужа Ольги, художника Сергея Судейкина. Хозяйка пригласила Ахматову пожить в ней, пока сама собиралась на гастроли. Впрочем, и по возвращении Ольги Ахматова оставалась в квартире вплоть до 1923 года, до окончательного отъезда хозяйки в Париж..= Или - =..В доме Пуниных в распоряжении Ахматовой имелись только диван и маленький столик. Ей редко удавалось остаться наедине с собой. Если она что-то и писала, то оставаясь в постели, обложившись тетрадями, блокнотами, книгами. Так она привыкла ещё в период жизни с Гумилёвым, когда стол всегда был занят сочинениями мужа. Конечно, при таких обстоятельствах Ахматова ни на минуту не могла почувствовать себя хозяйкой в доме Пунина. Она всё время была в гостях. Всем заправляла Анна Евгеньевна Аренс, и это очень устраивало Пунина, давало ему возможность жить привычно..= https://chudesamag.ru/taynyi-i-prestupleniya/anna-ahmatova-i-nikolay-punin-zvuk-shagov-teh-kotoryih-netu.html
iz_pindemonti Тут дело в самоощущении. Пушкин тоже всю жизнь скитался по съёмным квартирам, в последнем адресе на Мойке,12 жил с 12 октября 1836 года до своей смерти 29 января 1837 года. Вот и считай. Еще яркая пара дома-бездомья Пастернак - Мандельштам. --- Когда вопрос поднимается на такую высоту (или опускается на такую глубину) - мы переходим с уровня социального на уровень психологический и это много сложнее, но и интереснее... А вы бы хотели поменять свое место жительства, тронуться с насиженного места, пусть и в пределах одного города и даже района, не по своей воле, а в силу обстоятельств? --- P.S. Досужие американские психологи типологизировали это и вышло, например, вот что - согласно Теренсу Уоттсу, Воины, Оседлые и Кочевники представляют собой три основных архетипа, определяющих психологические особенности любого человека. [Spoiler (click to open)] В каждом из нас есть гены всех трех основных племен человечества. Но один из наборов обычно преобладает, обусловливая поведенческие модели, которые влияют на то, кем мы являемся, в какой области сможем добиться успеха, как проведем свою жизнь, или влияли бы, если бы наша жизнь не была модифицирована нашим детским опытом. Поскольку генетическая селекция (отбор) - случайный процесс (например, у родителей, относящихся к группе Оседлых, может родиться ребенок по психологическому типу Кочевник), вполне вероятно, что у ваших родителей совершенно иной набор инстинктивных особенностей, чем у вас. Это лишает вас возможности правильно оценивать себя и делает менее выразительными ваши сильные наследственные стороны и отличительные черты, присущие вам от рождения... Теренс Уотте выделяет несколько параметров, важных для характеристики ваших психологических особенностей с точки зрения его теории архетипов: физические черты, личностные черты, положительные качества, отрицательные качества. http://personallife.ru/2008/10/who-are-you/
--- А вы - оседлые, или кочевники, ваша доля - дом или бездомье? Нужна вам - реновация?