Символы и стереотипы о России в сети: русская голубая, русские женщины, черная икра и шапка-ушанка?

Jun 09, 2016 21:01



Символы России, важно ли это? В условиях инфовойны, когда зарубежные СМИ ускоренными темпами лепят из  России и русских образ врага, агрессивного, примитивного, раболепного перед властью, зомбированного официальной пропагандой - еще как.
На сегодняшний день в этом направлении, создании негативных стереотипов, активно работают все медиаресурсы западных партнеров и более чем небезуспешно, как показывает практика...
Критерием эффективности отождествления России и русских с определенными  материальными символами, причем вполне объективным (одним из таковых), могут выступать не только данные опросов, но и, например, запросы в популярных поисковиках, связанные с нашей страной.
Вот что, скажем, выяснили не так давно об этом американцы, поведав нам, как нас видит простой пользователь сети вне России -
В начале недели представители Google рассказали о самых популярных в мире запросах, связанных с Россией. В тройке лидеров не оказалось ни природных объектов вроде озера Байкал, ни архитектурных памятников. «Лента.ру» спросила отечественных политиков, есть ли у страны шанс обрести новый символ и каким он может быть.

[стереотипы о России в сознании иностранцев]
Стереотипы о России, крепко засевшие в головах иностранцев еще с советских времен, не миновали и пользователей крупнейшего в мире поисковика. Но в некоторых странах появились свои особенности восприятия.

К примеру, японцы, испанцы и французы чаще всего ищут информацию о русских женщинах. Кроме того, во Франции применительно к России ищут матрешек и почему-то хомяков, в Японии спрашивают о русской рулетке и черепашках. Англичане настроены серьезнее. «Великобритания - единственная страна, где нужны не "русские женщины", а "русские невесты"», - рассказал аналитик отдела по работе с ключевыми клиентами Google Арам Асатрян.

Мужчины из России иностранцев (и, видимо, иностранок тоже) интересуют мало - такие запросы не превышают 6 процентов от общего числа.

Жители Саудовской Аравии оказались искушенными в деликатесах и усердно искали в интернете информацию о черной икре, хотя те же японцы были готовы довольствоваться майонезом. К слову, популярный соус вообще-то подарили миру французы, но их гастрономия, видимо, слишком далека от Токио не только географически, но и культурно.

Однако и женщины, и шапки-ушанки, о которых в связи с Россией часто спрашивают почти отовсюду, уступили первенство... котикам. Самым популярным запросом в списке оказалась порода кошек русская голубая. Она действительно ведет свою историю из нашего отечества: в конце XIX века английские заводчики вывезли из Архангельска нескольких котят оригинального окраса.



Теперь порода распространилась по всей планете. Заводчики уверяют, что кошки обладают мягким характером, довольно деликатны и не мстительны, но тискать себя особенно не позволяют.

И все-таки на одних котиках даже символическое культурное величие не построишь. Да и шапки-ушанки с балалайками и медведями, которых давно считают главными национальными атрибутами, вряд ли удовлетворят патриотов. Что же тогда может стать новым российским символом?
Балет и война

Михаил Емельянов, первый замглавы фракции «Справедливая Россия»:



Михаил Емельянов

«В интернете что-то делать бесполезно. Интернет - это помойка. Продвигать нужно такие символы, как русская литература, русский балет - интеллектуальные, духовные богатства. Русская история - победа в Великой Отечественной войне над нацизмом - ее на первое место надо ставить. Это можно продвигать, но усилия будут тщетны, потому что та публика, которая находится в интернете, в массе своей этим не будет интересоваться. Порнуха, жратва, какие-то бытовые вещи - это то, что интересует мировую интернет-публику. Это не восприятие России».
Рысь в Кремле

Сергей Обухов, член президиума ЦК КПРФ:



Сергей Обухов

«Наверное, прежде всего, это Москва, Кремль, Красная площадь. А вот если бы меня попросили назвать зверя с которым ассоциируется Россия - то это рысь. Посмотрите древние владимирские гербы - там всюду изображена рысь. Даже не орел и не медведь. На соборах тоже. Вся геральдика связана с этой замечательной боевой кошкой. Рысичи - русичи».
Язык и солдаты

Алексей Диденко, первый замруковдителя фракции ЛДПР:



Алексей Диденко

«Все очень просто: это русская литература, русский язык и русская армия. Вот такой должен быть контекст. Человек вводит "русский" - и эти варианты выпадают. Сейчас я сам зайду в "Яндекс", что он выдаст, интересно... Выдал "русский стандарт". Водку он выдает! Но я бы не говорил, что водка нашу страну символизирует. Все-таки Россия - это ее литература, ее люди, история, музыка, поэзия...»
Шаляпин, Гагарин и немного водки

Михаил Старшинов, первый зампред комитета по делам национальностей («Единая Россия»):



Михаил Старшинов

«Я думаю, на международном уровне России надо бы раскручивать два бренда: это Шаляпин и Гагарин. А если говорить о том, что лично у меня ассоциируется с Россией, - это Победа. Это на подсознательном уровне. А еще вот можно вспомнить - кажется, водочники продвигали, идея очень хорошая. Разворот журнала, на одной половине балалайка - вертикально - расширяется книзу. А с другой - красивая девушка в национальном расписном костюме, с юбкой, тоже расширяющейся книзу. Две похожие геометрические формы.

Не подумайте, что я водку рекламирую. Хотя водка - это хорошо. Если бы у меня спросили, что бы я продвигал, то одного образа, безусловно, нет. Но я бы осовременил традиционные вещи, которые ассоциируются с Россией, - от музыкальных инструментов до национальной одежды. Занялся бы их продвижением в современном, модном, "крутом" содержательном стиле. Традиционные российские ценности нужно просто осовременить, сделать более привлекательными для широких слоев населения. Тогда никто бы котят не смотрел».
Обломов с закусками

Станислав Белковский, публицист:



Станислав Белковский

«Я продвигал бы, с одной стороны, русскую литературу как бренд, а с другой стороны - 12 населенных пунктов - точнее, топонимов, географических названий: от Санкт-Петербурга до Байкала.

Что до русской литературы, то наша страна очень обильна крупными писателями. Но если брать первую пятерку - нет, даже семерку, чтобы никого не забыть, - кого бы я продвигал: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов. И из XX века - Маяковский и Платонов. А если говорить о наиболее русском персонаже русской литературы - это Обломов, Илья Ильич Обломов.

Но сам факт, что мир интересуется русскими голубыми кошками, русскими женщинами и черной икрой, уже весьма позитивен. Потому что в этих запросах нет ничего, связанного с войной, угрозами мировой войны, кровавым режимом и так далее. Значит, мир в целом толерантен к России, видит в ней некоторые активы, вполне мирные и действительно России присущие.

Ведь русская голубая кошка, русские женщины и черная икра - это действительно то, чем страна может гордиться. К этому можно прибавить мед, с незапамятных еще времен, и, конечно, все, что связано с русской водкой. Я вообще убежден, что пить надо водку исключительно российского производства. И она очень хорошо стыкуется с черной икрой».


Русская голубая - это, действительно, неожиданный результат, согласитесь? Что касается шапки-ушанки, то она вполне предсказуема, ну а прекрасные русские женщины как одно из главных национальных достояний, вряд ли может быть оспорено хоть кем-то, тут никаких сюрпризов.
Интереснее представления и заявления наших политиков/политологов на этот счет, некоторые из них весьма впечатляют неординарностью подхода...

Если начать с конца, с видного либерастического персонажа, Стаса Белковского, одессита и экс-супруга одиозной телеперсоны Яхно, то тут русофобское "Обломов - главный сивмол России" ничуть не удивляет, напротив, хорошо уже, что не Герасим с Муму и барыней, в одном лице (где первый символизировал бы народ, вторая - творческую интеллигенцию и третья - власть).
Политики вполне закономерно и патриотично вещали о символах географически-территориальных и литературных, а также Победе, армии/оружии, космосе, балете и даже меде...

И все это было бы прекрасно, но вот не гуглятся с пол-пинка отчего-то именно Гагарин с Шаляпиным, или Кремль с Байкалом, а предлагается озабоченным поисками юзерам при наборе слов -Россия или -русский, прежде всего  -  кошка, либо шапка,  а также непременные женщина и водка, или пресловутая икра с неожиданным майонезом.
Что всяко лучше пьяного медведя с балалайкой, но все же, не совсем то, чего заслуживает наша страна в качестве символики, не так ли? Вот, кстати, что считается основными десятью символами России, в совокупности, глазами иностранцев по многим исследованиям последних лет -
[10 символов РФ глазами иностранцев]1. Медведь
Глобальное потепление изменит российский климат, но стереотип о медведена Красной площади - никогда. Медведь издавна символизирует российскуюполитику в зарубежной прессе что при царе-батюшке, что при коммунистах,что в наши дни.
2. Матрешка
Споры о том, в какой именно стране впервые появилась деревянная кукла ссекретом, идут до сих пор. Но при этом никто не оспаривает: матрешкакак имиджевый продукт ассоциируется только с Россией, как и медведи изпункта 1.
3. Водка
Прозрачный напиток крепостью 40 градусов - обязательный элементиностранных рассказов о России. Русская водка стала легендарной сначала"у них", а уже потом "у нас". Меды, браги и другой местный алкогольконкурировать с ней не смогли.
4. Шапка-ушанка
Иностранцы всерьез полагают, что к "шапке для ушей", как пишут взарубежных путеводителях, русские относятся с таким же трепетом, какшотландцы - к килтам.
5. Самовар
Исполинских размеров чайник с трубой из доэлектрической эпохи и в ХХI веке в глазах иностранцев не отделим от русского образа.
6. Балалайка
"Все русские играют на балалайке" - эта знаменитая цитата из"Неуловимых" в целом соответствует зарубежным представлениям омузыкальных пристрастиях в России. Спорить бессмысленно, ведь сегодняна русской балалайке играют даже рок-н-ролл.
7. Спасская башня
Архитектурный символ России - в нем и синоним высшей власти, инапоминание о народных суевериях. С первым боем курантов принятозагадывать желание, с последним - встречать новый год.
8. Береза
Вообще-то это дерево растет везде, даже на острове Хоккайдо. Но тольков нашей истории березка - это и лирический герой в поэзии и прозе,банный веник, и танцевальный ансамбль - символ передового советскогоискусства, и даже сеть магазинов.
9. Тройка
Про "птицу-тройку - Русь" учат в нашей школе, но и для иностранцевконная тройка - это сугубо русский символ. И дело не только в том, что"дух захватывает", просто нигде больше в мире такого гужевогопостроения нет.
10. КГБ
Для обывателя-иностранца эта аббревиатура отнюдь не замкнута советскимпериодом российской истории. Про опричнину, например, там пишут, чтоэто был "КГБ при Иване Грозном". Так уж случилось - Россия и три этибуквы в чужом восприятии срослись.

Так что, граждане, что могло бы стать, по-вашему, главными символами России и продвигаться в рамках пропагндисткой кампании в качестве таковых? Литература-писатели? Музыка-композиторы? Балет-живопись? Города-природа? Космос-вооружения?
Ну, кроме, естественно, непременных русских красавиц и черной икры под водочку?

Я бы, воля ваша, совершила эпатажный ход и непременно включила в список визуальных символов  узнаваемые детали знаковых объектов - очертания Крыма/фрагмент картины Оборона Севастополя, сталинские китель/усы/трубку, гагаринскую улыбку, чеховское пенсне/бородку, известный пушкинский портрет кисти Кипренскго и, конечно же, пару убедительных кадров парада Победы и БП...
А вот невизуальные - космос, балет, литература, само собой, Кремль,  Байкал, Гагарин,  Пушкин, Достоевский, ессно,  но я бы добавила Путина со Сталиным, Менделеева с Вавиловым, Чехова с Шолоховым, Репина с Врубелем, Чайковского с Дунаевским, Плисецкую с Вишневой, да много кого еще, благо нам есть из чего выбирать.
Но, с учетом имеющихся уже в сознании иностранного обывателя стереотипов, опираясь на них и трансформируя в желательном направлении , отталкиваясь от существующих, см. схему ниже -


А вы бы что добавили к перечисленному, уже закрепленному в сознании иностранца, не сотрешь?

И - да, не будем забывать о том, что формирование стереотипов о стране и нации это процесс далеко не самопроизвольный, а один из театров боевых действий инфовойны и тот же поисковик, с инфы которого о самых популярных запросах о России начался материал, вполне активно участвует в этой войне...
Не верите? Тогда посмотрите свежую информацию о формировании позитивного или негативного стереотипа образа представителей различных рас по результатам запросов в Гугле, вытащенную на свет одним из пользователей...

Россия, инфовойна, стереотипы, мир, символы

Previous post Next post
Up