Интимный Дневник (The Pillow Book) [Питер Гринуэй; 1996]

Apr 30, 2013 13:48

Оригинал взят у boris_semyonov в Интимный Дневник (The Pillow Book) [Питер Гринуэй; 1996]


К знакомству с творчеством известного британского режиссёра Питера Гринуэя, автор этих строк решил подойти, так сказать, систематически, выбрав порядка девяти знаковых картин обязательных к ознакомлению. Данный фильм был просмотрен первым, и хотя по общему мнению он не является его сильнейшей работой, но лично меня он зацепил куда сильнее обласканных критиками "Повара" и "Контракта Рисовальщика". Нет, я совсем не хочу сказать что вышеупомянутые ленты мне не понравились, понравились и даже очень, но именно "Интимный Дневник" затронул те самые пресловутые струны души, которые витиеватой мелодией пробуждают подлинную любовь к такому явлению как кинематограф в целом.
Сюжет, бесконечно прекрасный в своём неторопливом, плавном повествовании, пересказывать не имеет смысла, - те, кто видел The Pillow Book, наверняка хорошо его запомнили, те же, кто ещё не смотрел, от сухого изложения могут потерять всяческий интерес, а этого не хотелось бы, совсем не хотелось. Но от восторженных (и, что немало важно, абсолютно заслуженных) комплиментов сценаристам Гринуэю и Сёнагону удержаться невозможно: столь продуманной до мелочей, глубоко драматичной и прекрасной, как долгожданный цвет сакуры после немилосердной зимы, истории надобно ещё поискать. Порою, складывается впечатление, что не кино смотришь, а читаешь великолепно написанный, аккуратно выверенный, вплоть до каждой запятой, до каждого многоточия, роман, преисполненный всеми оттенками грусти и радости, блаженства и боли, любви и ненависти...
Режиссура. Она бесподобна: бесстрастную рукою истинного мастера пред нами срываются не только (и не столько) одеяния с тел героев, но и с их душ, обнажая всё то светлое и чистое, равно как порочное и грязное, что есть в каждом человеке. И совсем неважно, в каком веке он живёт - в десятом-одиннадцатом ли, в двадцатом ли, - людскую природу за столь краткий (по меркам Вселенной) промежуток не изменить. Однако, вернёмся к человеку с камерой в руках. Низкий поклон ему, поклон за чередование цвета и чёрно-белого изображения, поклон за изумительное построение не только главного, но, вообще, плана в целом, поклон за нестандартный подход к своему ремеслу, в котором, казалось бы, трудно уже создать что-то радикально новое, а он создаёт... Картинка настолько насыщенная, настолько именно что художественная, и настолько (не побоюсь этого слова) живая, что каждый кадр есть ни что иное, как настоящее произведение искусства.
Так хочется избежать порою избитого "а теперь об актёрской игре". "Интимный Дневник" именно такой случай: актёры здесь не играют, они "живут" своими персонажами, причём настолько честно, правдоподобно и ярко, что им веришь. Веришь, искренне сопереживаешь им, живёшь и умираешь вместе с ними. По большей части сие относится, разумеется, к Вивиан Ву и Юэну МакГрегору, но и остальной состав картины держится пускай и не на столь высоком, но на более чем вполне достойном уровне.
Я бы мог ещё долго распинаться, выражать неутомимое почтение к тонкой работе художников, костюмеров, композитора, оператора... Но пора б и честь знать. То бишь, подвести какой-никакой да итог. Итак, уверен, что Вам покажется что я влюбился в данный фильм. Вы абсолютно правы. А разве это плохо? Плохо полюбить ленту так откровенно и честно показывающую тягу к искусству ради искусства, пылающую страстью к искусству (неважно какому, будь то поэзия, живопись или, как в данном случае, каллиграфия), превозносящую саму суть творчества (которое, как известно, требует жертв) на недосягаемый всему материальному пьедестал? Возможно, что и плохо. Но мне ни капельки за это не стыдно, скорее даже наоборот.
Наверняка найдутся те, кому данная картина покажется излишне вульгарной и жестокой. Что ж, о вкусах не спорят. Но всё-таки, я абсолютно в этом уверен, что есть (и найдутся) и те, кому "Интимный Дневник" понравился, равно как и те, кто полюбил этот фильм не менее, чем автор этого пускай пустого, но преисполненного почтением, опуса.

кино, Япония

Previous post Next post
Up