Сегодня и завтра все будут вспоминать Крымск. Трагедия произошла в ночь с 6 на 7 июля.
Я помню, как утром в ленте твиттера увидела об этом сообщения, потом страшные видеоролики последствий затопления. Интервью властьимущих напрягали. Было видно, что они изворачиваются и врут напропалую. Пострадавшие люди были в шоке, пережитый ужас невозможно было выразить словами.
И тогда я поняла, что поеду в Крымск.
Просматривала интернет. В Москве формировались автобусы с волонтерами. Готовилась поехать с ними. Но, тут, опять в твиттере, увидела информацию о наборе волонтеров прямо у нас в городе. И я позвонила Юлии Громовой.
Собрание желающих поехать прошло как-то сумбурно. Никто не знал точно, что нужно брать с собой.Ориентировались на подсказки Михаила Шора, который уже был на месте трагедии. Определили день отъезда.
Подробно обо всей организационно-собирательной эпопее писать не буду. Не интересно. Все как обычно.
Уезжали мы, нагрузив автобус гуманитарной помощью пострадавшим - постельное белье, подушки-одеяла. Старшим нашей группы поставили эдакого мальчика-мажора, как потом оказалось, члена "Молодежного правительства области", еще, поехали "молодые коммунисты" и ЕР-овцы. Кроме них, в группе были просто неравнодушные люди, два мальчика-комсомольца, спокойная и рассудительная Елена с сыном Алексеем, отец троих детей - Василий, активная и деятельная Ольга. Именно так, на "две команды" и разделилась потом ивановская группа волонтеров.
Подробно на всех внутренних перипетиях останавливаться не буду. Не об этом я хочу сейчас написать. Может быть, потом...
Едем в Крымск, останавливаемся на въезде в город. Справа - поле подсолнухов, слева - лагерь волонтеров. Видны палатки и навесы. Но, нам в город.
Город встретил обычными улицами, работали магазины, шли люди. О трагедии ничего не говорило. Только, было много фур.
"Старший группы" пытался дозвониться координаторам. Нас отправляли от одного пункта к другому. Водители автобуса стали нервничать, мы, уже измученные дорогой, тоже. Почему не позвонили Михаилу Шору - не знаю. Все могло бы решиться быстрее и проще...
Решили остаться там, куда приехали, в волонтерском лагере "Кубанский".
Выгрузили палатки, спальники, воду, инструменты, сдали гуманитарку.
Быстро поставили палатки, сложили вещи.
Мы приехали днем и лагерь был практически пуст. Все были на объектах Чуть позже мы увидели парня, который вернулся с работы. Он был в грязи-муляке от сапог до груди. Боже! КАК наши рафинированые мальчики на ЭТО смотрели! Думаю, именно тогда им захотелось вернуться домой.))) Но, я уже обещала не углубляться...
Первым знакомством с волонтерской работой стал пункт помощи пострадавшим в церкви. Потом мы не один день там работали. Познакомились с замечательными самоотверженными людьми. Увидели примеры помощи и сострадания. Кроме пункта помощи при церкви еще работала и полевая кухня, где кормили всех пострадавших.
Мы разбирали-сортировали гуманитарку из коробок, развешивали муку и сахар. Формировали коробки для тех, кто развозил гуманитарку по домам пострадавших.
Мне довелось составлять списки нуждающихся. Я беседовала с приходящими за помощью людьми, выясняла, кому еще на их улицах она необходима. Люди делились пережитым, плакали...
В пострадавших районах были открыты пункты помощи, где кормили всех нуждающихся. Там же стояли цистерны с чистой водой, лежали носильные вещи. Там же стояли палатки, где работали фельдшеры и медсестры. Любой мог получить там первую помощь.
Во всех затопленных районах картина удручающая. Везде поваленные столбы, деревья. Принесенный мусор, порванные провода. И все это покрыто слоем липкого вонючего ила.
Много разрушенных, завалившихся домов. Их просто сносят экскаваторами.
Волонтеры работали и в затопленной нижней части Крымска, где помогали вычищать дома от ила-муляки, выносили испорченные вещи на улицу, отбивали и вытаскивали промокшую штукатурку. И каждый раз, в перерывах или после работы, хозяева рассказывали нам о своем чудесном спасении, о пережитом ужасе, о трагедиях, которые произошли с их родными и соседями. Эти рассказы, простые и бесхитростные были страшными. Не дай Бог такое пережить...
Один из пострадавших рассказывал:
Живу я один, дочка в Краснодаре. Хозяйство небольшое, куры, сад-огород.
Ночью встал по нужде, спустил с кровати ноги - вода. Помня предыдущее наводнение, побросал хорошие вещи на шкаф, запихнул документы и сотовый в банку. Вода уже по пояс. Забрался на подоконник. Вода все выше. Понял, если не выберусь из дома - утону. Открыл окно, вынырнул у стены дома. Вода уже вровень с нижней частью крыши. Течение сильнейшее. Кое-как выбрался на крышу. Смотрю - мимо проплывает моя собака. Ее унесло течением за дом. Рядом на крыше увидел двух куриц. Спаслись.) Потом оказалось, что и пес сумел выбраться на крышу пристройки.
Вода поднялась до середины крыши и остановилась. Около 4 утра, когда ВСЕ уже было затоплено, пришла СМС о наводнении.
Вода стояла так высоко, что лодки плавали - заборы не мешали.
Постепенно вода сошла.
У соседей погибла лежачая бабушка. Не сумели ее вытащить. Через дом, погибли две девочки. Они оставались одни в доме, родители уехали на свадьбу. Девочки испугались и спрятались за диван... Там их и нашли...
А собака до сих пор сидит на крыше пристройки, боится спускаться. Пойдемте, покажу.
И мы пошли, посмотрели на собаку, на героически выживших двух кур...
Другая история:
В доме бабушка дочь и маленький ребенок. Ребенок ночью заплакал. Мать встала к нему - в доме вода. Опять-таки, памятуя о предыдущем наводнении, побежали к соседям, у них дом выше. Вода прибывала. Посадили детей на шкаф, сами забрались на подоконник. Стояли по шею в воде несколько часов. Дети замерзли, плакали. Молились, чтобы вода больше не поднималась...
В церкви женщина рассказывала, как на ее глазах несло потоком семью с маленьким ребенком. Зацепились за дерево. Муж поддерживал жену и ребенка, на сколько хватило сил. Потом его унесло потоком... Женщина сидела выше и удержалась.
Очень жалею, что не записала все это на видео. Как-то даже в голову не пришло это сделать... Есть только одна короткая запись у моста рядом с консервным заводом. Мы встретили там двух женщин. Они рассказывали о наводнении.
Мост высоко над рекой, но в нем выбито несколько пролетов, весь мост опутан водорослями и ветками. Вода просто перехлестывала через него.
Та самая река Агадумка.
Мост у Консервного завода.
Видео с рассказом пострадавших.
Click to view
Но, вернусь к своим впечатлениям. Верхняя часть города не пострадала. Все работало. Именно там располагались все штабы и лагеря волонтеров. Стояли палатки МЧС.
Именно там, в администрации, заседал Путин.
На схеме города жирными линиями обведены пострадавшие районы.
Нижняя часть была пропитана мулякой. Запах преследовал. Он преследовал нас потом, уже после возвращения, несколько недель.Едкая пыль забивалась повсюду. Не смотря на жару, приходилось ходить и работать в респираторах. Улицы нижнего города по обочинам были завалены испорченными вещами. От диванов до телевизоров. От этого ила было невозможно избавиться, он забивался во все щели, просачивался везде!
Волонтеры и жители выгребали этот ил из домов и пытались хоть как-то дома отмыть.
Вот, уже почти вычищенная, кухня. Слой ила покрывал пол до щиколотки.
В нижней части много саманных домов. Они просто не выдерживали. Рушились и оседали.
Один из таких домов пригласила нас посмотреть его хозяйка. В дом было страшно зайти - обваленный, провисший мокрый потолок, вздувшиеся стены. Хозяйка со слезами на глазах рассказывала, что приходил переписчик, оценивал, подлежит ли дом восстановлению. В дом зайти побоялся, фотографировал, высунув руки в проем двери. Дал заключение, что дом можно восстановить...
Я тоже сделала несколько фотографий этого, с позволения сказать, "жилья".
Психологически очень сложно было находиться на месте этой трагедии. И невозможно было не сделать всего, что в твоих силах.
Мы видели и примеры самоотверженной помощи и примеры пиара на горе людей. Бог им судья.
Друзья, по желанию - репост. Люди должны помнить...
P.S.Этоти посты о Крымске написаны через год после трагедии. И я публикую их в своём блоге каждый год, 7 июля...
Часть 2 Часть 3 Часть 4