В заключительной главке мемуаров Штеменко «Генеральный штаб в годы войны» есть такой интересный - уже послевоенный - эпизод:
«…В ходе разговора И. В. Сталин вдруг спросил:
- А как думает молодой начальник Генерального штаба, почему мы разбили фашистскую Германию и принудили ее капитулировать?
…Оправившись от неожиданности, я подумал, что лучше всего изложить Сталину его собственную речь перед избирателями, произнесенную накануне выборов в Верховный Совет СССР 9 февраля 1946 г. …Чувствуя на себе взгляды присутствующих, я сформулировал положение о том, что война показала жизнеспособность общественного и государственного строя СССР и его большую устойчивость. Наш общественный строй был прочен потому именно, что являлся подлинно народным строем, выросшим из недр народа и пользующимся его могучей поддержкой... Никто меня не перебивал, но, признаюсь, чувствовал себя я не очень хорошо: казалось, что изрекаю давно известные истины и лишь занимаю время. (…) Терпеливо выслушав меня до конца, И. В. Сталин заметил:
- Все, что вы сказали, верно и важно, но не исчерпывает всего объема вопроса. Какая у нас была самая большая численность армии во время войны?
- Одиннадцать миллионов человек с небольшим.
- А какой это будет процент к численности населения?
- Быстро прикинув в уме численность перед войной населения - 194 млн., я ответил: около 6 процентов.
- Правильно. Но это опять-таки не все. Нужно учесть и наши потери в вооруженных силах, потому что убитые и погибшие от ран бойцы и командиры тоже входили в численность армии...
Учли и это.
- А теперь,- продолжал Сталин,- давайте подсчитаем, как обстояло дело у Гитлера, имевшего с потерями более чем 13-миллионную армию при численности населения в 80 миллионов человек.
Подсчитали. Оказалось - больше 16 процентов.
- Такой высокий процент мобилизации - это или незнание объективных закономерностей ведения войны, или авантюризм. Скорее, последнее,- заключил Сталин.- Опыт истории, общие законы ведения войны учат, что ни одно государство не выдержит столь большого напряжения: некому будет работать на заводах и фабриках, растить хлеб, обеспечивать народ и снабжать армию всем необходимым. Гитлеровский генералитет, воспитанный на догмах Клаузевица и Мольтке, не мог или не хотел понять этого. В результате гитлеровцы надорвали свою страну. И это несмотря на то, что в Германии работали сотни тысяч людей, вывезенных из других стран... «
Всё дивно в этом отрывке! И начальник Генштаба, на серьёзный вопрос отвечающий цитатами из речи перед избирателями, и странная стыдливость - «учли и это», ну так озвучь, сколько получилось, чего вы там насчитали? Но больше всего меня поражает вот что: а неужели Штеменко самому не стало интересно узнать реальные цифры? Судя по тому. что он навалял в мемуаре этот эпизод и забыл - похоже, что нет. Более того, похоже, он был свято уверен, что б\м реальных цифр никто никогда так и не узнает (иначе зачем подставляться? Что написано пером не вырубишь потом).
А между тем, берем кривошеевскую «Сравнительную таблицу использования баланса людских ресурсов в вооруженных силах СССР и Германии».
Графа «В ходе войны призвано, мобилизовано» - в СССР 29,574 млн. человек, в Германии 17,8 млн. человек. Если взять численность населения СССР на 1941 196,7 млн., а Германии в границах 1939 г. - 80,6 млн., то получим
СССР - 15,5%
Германия - 22,3%.
Да, 22,3 это много, но разрыв не в разы (если взять заявленную Сталиным цифру в 13 млн. для немцев то там вообще получается 16,2% - чуть ли не тютелька в тютельку, как говорится, с нашей реальной цифрой). И советская цифра - это те самые 16%, после которых, по мнению ИВС, наступает «надрыв страны».
Нет, я понял бы, если бы это фронтовые офицеры во время перекура на коленке прикинули бы цифры... А тут получается, что в 1946 году ни Верховный Главнокомандующий, ни начальник Генерального штаба не знают, сколько людей у них было в армию призвано. Социализм это учёт, говорите?
И еще одна интересная цитата из сообщения Совинформбюро «Потери германских войск с 15 января по 31 марта» («Война: 1941-45», Вестник Архива Презитдента Российской Федерации, М,2010). Там в том числе разоблачаются бредовые утверждения немцев по поводу советских потерь:
«Немецкое командование уверяет в этом «итоге»: «С начала войны русские потеряли 20 миллионов человек..» Прочитав эти цифры, всякий, кто имеет голову на плечах, скажет, что это вранье глупое и бездарное… Ведь для каждого понятно, что любая страна, которая потеряет 20 миллионов людей перестанет представлять собой какую бы то ни было силу, что такую страну каждый может взять голыми руками».
Похоже, именно тогда впервые прозвучала сакральная цифра 20 млн. Уж не отсюда ли ее и взяли потом в качестве официальной цифры наших потерь- чтобы с реальными подсчетами не заморачиваться?