Данин 5й класс

Jun 01, 2017 23:31

Полистала свой ЖЖ и поняла, что ничего не писала в этом году про Даню. А год был интересным с точки зрения новых фишек в том, как мы процесс организовали. Я стала искать новый формат занятий с Даней потому, что очень много сил у меня уходило на занятия с Ярославом, и на Даню меня мало хватало. А он без моего активного участия стал такой расплывающийся. Постоянно думал о своем, смотрел в окно, приходил обсудить свои мысли, идеи, танк на радиоуправлении, который он ваяет на робототехнике, интересные задачки с ТРИЗа - то есть постоянно отвлекался от того, что делал по школьным предметам. Иногда занятия растягивались на весь день! А поскольку я ловила Ярослава, много работала с ним, отлавливать еще и Даньку по 20 раз в день мне казалось уже дикостью. Неправильно это, когда ребенок уже в 5м классе.
Я получила хороший толчок, когда поучаствовала в вебинаре Натальи Геда про домашнее обучение в средней школе. Главная идея, которая в меня так хорошо легла, заключалась в том, что одна из ключевых задач обучения в средней школе - передать ребенку ответственность за обучение. Чтоб оно превратилось в 10му классу в самообучение. Для этого надо учить ребенка работать с планами, со временем, постепенно отдавать управление в его руки.

Я тогда написала на ФБ:
Я сегодня поучаствовала в вебинаре Натальи Геда о семейном образовании в 5-8 классах. Точнее будет сказать, послушала, потому что Наталья говорила непрерывно 2,5 часа и то не все успела сказать,что хотела бы, так что времени на диалог там попросту не было. Но все равно вебинар оказался мегаполезным для меня. Главным образом тем, что собрал воедино мои наблюдения, предчувствия, разные обрывочные сведения о том, что такое подростковый период. Я увидела, что происходит сейчас, и чего нам ждать в ближайшие годы. Я сидела, слушала и чувствовала, как пространство у меня в груди расширяется, и в нем раскрывается большой красивый розовый цветок наподобие лотоса.... он своими многочисленными усиками и листиками протянулся во все стороны и уголки, и я заполнилась таким трепетным чувством узнавания, ясности и радости от того, как все сложилось воедино! Я в своей жизни во многих вопросах занимаю положение человека, которого спрашивают. Но при этом я сама часто испытываю потребность кого-нибудь спросить. И чаще всего спросить не у кого. Поэтому я очень ценю своих старших подруг с более взрослыми детьми, чем мои, и вот такие мероприятия, где люди, идущие схожим путем, делятся своим опытом.
Помимо общего экскурса в особенности подросткового периода Наталья рассказывала о тайм-менеджменте на СО в средней школе, и я услышала много полезностей, которые буду внедрять у нас. Так что я очень-очень рекомендую приобрести этот вебинар в записи всем, кто интересуется или практикует СО. Где-то весной был аналогичный вебинар про 2-4 классы, я думаю взять его тоже.

Вебинар, насколько я знаю, и сейчас можно купить в записи.

Я увидела, что время пришло. Надо дать Дане почувствовать, что распределять свои силы между занятиями - это его задача, не моя. Раньше у нас как было: весь план занятий я держала в голове, и Даня приходил ко мне с вопросом, что ему делать, каждый день по каждому предмету, которым мы занимались. Теперь мы перешли на недельные планы. Я заполняла таблицу: по вертикали предметы, по горизонтали дни недели. В прямоугольниках я писала задания с сайте Экстерн-офиса, или из учебника, или рабочей тетради. Выполненил задания - закрашивай прямоугольник. К концу недели все прямоугольники должны быть закрашены. В какой последовательности - выбирай сам. Качество выполнения я проверяю в свободное время. Или делаем вместе, если это, например, английский. Если к воскресенью остались долги, все мультики-фильмы-гаджетовые развлечения отменяются до момента ликвидации задолженности. И это важный пункт. За вылет из графика накладываются ограничения.
В первую неделю Даня совсем еще не ощущал время, и к концу недели сделал только половину заданий. Это его впечатлило, и следующую неделю он шел с учетом прошлой, заниматься пришлось много, но он все сделал. На третьей неделе он стал внимателен к тому, что и как долго он делает. В один из дней он ходил с ночевкой к другу и следующий день сильно просел по занятиям. И вот чудо! На четвертой неделе в понедельник он сказал: "С четверга на пятницу я пойду на ночевку к Святику, поэтому сейчас я начну делать задания наперед, чтоб пятница была почти свободна, и я все успел, когда вернусь." Я подпрыгивала от радости, потому что именно этого мы и хотели: чтоб он почувствовал, что он управляет процессом, увидел  ради чего это нужно. Например, для того, чтоб без потерь погостить у любимого друга.
В общем, за месяц он освоился с этой системой. Он почувствовал, что такое неделя, и как он функционирует в ней. Более того, он стал пинать и своего Святика заранее, чтоб он тоже делал свои контрольные, и встреча все-таки могла бы состояться. Он научился смотреть вперед и расчитывать хотя бы частично что нужно делать сейчас для достижения цели в будущем. Пока в рамках недели.
Я завела такие же таблички на неделю для Ярослава, но больше для себя, чтоб разгрузить голову и не деражть в памяти все планы по предметам. А для Ярослава заданием было научиться работать с этой таблицей самостоятельно. Если я планировала с утра поспать, я с вечера просила его утром, пока я сплю, сделать те задания из таблицы, которые он мог сделать сам: позаниматься на тренажере таблицы умножения, пописать словарные слова, сделать списывание текста. Тоже тренировка внимания и усидчивости. Я-то не сидела рядом. Но, проснувшись, смотрела на результат. Работало даже без штрафных санкций за невыполнение. Ему очень нравилось закрашивать прямоугольники :))))

Следующим шагом я планирую по части предметов предложить Дане распланировать время самому. То есть не я буду писать в таблице задания, а он сам, на основе тем в Экстерн-офисе и количества вопросов по ним, пусть распределяет по неделям весь объем. Со всем курсом могу помочь разнести по неделям, но внутри недели предложу составлять план самому. Мне кажется, по истории, биологии, географии он это уже вполне может делать сам. Попробуем.

Он стал собраннее. А я училась отпускать его и не вмешиваться, когда мне казалось, что он упускает время, что много отвлекается, что занимается не тем. Пусть учится. Пусть попадает в ситуации аврала. Пусть испытывает двойную нагрузку из-за перерасслабления на прошлой неделе. Цена этих ошибок минимальна, ничего критичного не произойдет, если он со всем этим встретится. Но ценность опыта большая. В первую очередь для него самого. Потому что очень многое, оказывается, зависит от его действий. Многое из того, что ему нравится: общаться со Святиком, ночевать у него, смотреть интересные фильмы. Есть ради чего тренировать собранность.

В общем, вот. Я очень довольна результатами этого года. Именно по полученным внедисциплинарным навыкам. Хотя, и качеством его занятий тоже довольна. Очень прилично отработал русский - самый трудный предмет у наших детей. Гуманитарный цикл тоже освоил на хорошем уровне. База есть. Английский только проседает, не хватает меня уже. Буду думать в сторону репетитора или группы.

Как следствие большей собранности, у Дани во второй половине учебного года было достаточно свободного времени и на чтение, и на то, чтоб начать самостоятельное изучение информатики и программирования на Кумире, и на общение с другом, и на майнкрафт, и на Галелео, и на то, чтоб со Златой поиграть, погулять, в магазин сходить.

А еще он решил, что хочет поступать в физмат лицей после 7го класса. А это значит, надо серьезно брать математику и физику. Не на базовом уровне Экстерн-офиса. Проговорили, что сейчас до осени можно взять уже базовый курс математики за 6 класс, а с осени взять углубленный на Фоксорде, например. Запланировали, сделали. Осваивает сейчас математику 6 класса. Даже если он потом передумает идти в лицей, этот опыт планирования долгосрочного будет ему только плюсом. Поэтому очень поддерживаю!

быть мамой, домашнее образование, о нас, Даня

Previous post Next post
Up