Обойдя сад и собор со всех сторон, заходим внутрь. Центральный вход почему-то закрыт, действует одна из боковых дверей.
1. Вид от бокового входа по оси север-юг.
Внутри собор, честно говоря, разочаровывает. Огромный, пустой, белый, с самым минимумом отделки - ангар ангаром. Особенно уныл пол из серых плит, как в каком-то метро. Причём это не наследие советского периода, как можно было бы подумать, мол, всю красоту ободрали, когда решили устроить тут склад. Нет, интерьер собора был таким с тех самых пор как его достроили в 1835 году. Внутреннее пространство никак не стыкуется с внешним видом, но что поделать - барокко к тому времени уже давно вышло из моды.
Фото 1910-1912 гг.
2. Купол
3. С колоннами интересная вещь: некоторые из них глянцевые - облицованы искусственным мрамором, другие матовые - просто оштукатуренные. По словам гида, это тоже так и было изначально.
4.
5. Воссоздаваемый частями иконостас
6. В одном из углов стоит оригинальный ангел с купола церкви св. Екатерины на Кадетской линии ВО.
7. Вблизи заметно, насколько он старый и потрёпанный жизнью. 200 лет гражданину, как-никак...
8. Рядом стоит ещё одна итерация этого же ангела. Похоже, это та неудачная гипсовая копия, которую даже не стали поднимать на купол, ибо разваливаться она начала примерно сразу же.
9. Также в соборе стоит его макет. Тут он ещё с голубыми кополами, но уже не желтый, а белый.
10.
11. И ещё здесь целая выставка пластилиновых моделей частей иконостаса, который сейчас как раз в процессе воссоздания.
12.
13.
14. Херувимы вблизи жуть какие страшные. Гидроцефалы все как один )
15.
16.
17. Ах да, перед тем, как зайти в собор, мы спустились на пару минут в его подвал, впечатляющий своими размерами. Тут сейчас идут реставрационные работы, и затем планируется открыть музей истории собора (
вот тут есть о планах поподробней). Фотографировать не разрешили, так что только один снимок, сделанный украдкой.
18. Для меня главный интерес Смольного собора в том, что на одной из звонниц расположена смотровая площадка. Всего 150 рублей, и можно полюбоваться окрестностями с высоты 50 метров. Туда и поднимаемся теперь.
19.
20.
21. По пути заглянем на хоры.
22.
23. Хоры держатся на ажурных металлических кронштейнах.
24. Они же снизу
25. Вид с хоров вниз
26.
27.
28. Лепнина на несущих опорах. Также по периметру купола и некоторых опор понатыканы чудовищно кривые канделябры с электросвечами, опутанные проводкой - что это вообще за рукожопство такое?
29. Одна из люстр. Тоже все "свечи" вкривь и вкось.
30. Один из уродцев-гидроцефалов поближе
31. Поднимаемся дальше и оказываемся на чердаке под кровлей основного объёма здания.
32. Здесь проложена дорожка, а все остальное отгорожено решеткой.
33. Но рассмотреть своды, арки перекрытий и кровлю можно.
34. Горб перед нами - свод над центральным входом в собор и хорами, на которые мы поднимались.
35.
36. Далее в звонницу идёт узенький проход и ещё более узкая винтовая лестница.
37. Лестница реально узкая - вдвоем разойтись проблематично, приходится буквально вжиматься в стену.
38. Окошко модели "бойница"
39. Выныриваем на нижний ярус юго-западной звонницы.
40. Для подъёма выше сооружена вот такая металлическая конструкция.
41. Оригинальный подъём наверх с этого яруса находится за одной из этих решёток, но он, понятное дело, совсем не турист френдли.
42.
43.
44. 272 ступени позади, вот и смотровая площадка. Надо головой - балки и крепления для колоколов.
45. Смотровая огорожена вполне гуманной для фотосъёмки решеткой. В Петропавловском соборе, например, сетка рабица, через которую замучаешься снимать.
Что отсюда можно разглядеть, покажу в следующей части.