В такой же весенний день, но 352 года назад в Париже был запущен первый вид общественного транспорта.
Первым транспортом, перевозившим нескольких незнакомых людей были 8-местные открытые кареты (carosses a cinq sous(кареты по 5 су)), стоимость проезда в которых составляла 5 су. Горожане могли проехать от Люксембургского дворца до Сент-Антуана.
В дальнейшем эти кареты стали называть тем именем, под которым мы их и знаем - омнибус (в переводи с латинского omnibus"для всех").
Как это было три с половиной века назад (очень похоже на современный пуск метро):
"Торжественная процедура, начавшаяся в семь часов утра, сопровождалась одновременно помпезностью и охранительными предосторожностями. Так, ко дворцу, перед которым расположились четыре кареты (три кареты находились у ворот предместья), прибыли два комиссара полиции и парижский прево в сопровождении более десяти лучников и стольких же конников. Когда всё было готово к началу движения, один из комиссаров произнёс торжественную речь, в которой отметил общественную выгоду нового мероприятия и от имени короля пригрозил кучерам строгим наказанием, если те вздумают произнести хоть одно бранное слово. Затем кучера облачились в широкие голубые плащи с вышитым на них королевским оружием, и первый экипаж, в котором находился прево и специальный часовой, отправился в путь. А за первым экипажем с интервалом в четверть часа последовали и остальные три (в каждом из них также находился часовой), а лучники и конники растянулись по всему маршруту. У ворот предместья Сент-Антуан была проведена точно такая же церемония.
На близлежащих улицах и на Новом Мосту вскоре образовались толпы народа, сквозь которые запоздавшему зеваке было трудно протиснуться, чтобы поглядеть на невиданное доселе зрелище. Везде, пишет Жильберта, были видны только смеющиеся и радостные лица, а ремесленники, как в праздничные дни, бросали работу и ничего не делали.
Мероприятие, по её мнению, настолько удалось, что уже в первое утро кареты оказались заполненными до отказа и в них можно было даже заметить несколько женщин. Но этот же успех составлял и самое большое неудобство: люди мерзли на улице, ожидая карету, а она прибывала переполненной. Приходилось утешаться, что через четверть часа прибудет другая, однако и другая, и следующая были также полны, и люди были вынуждены идти пешком."
Вот так выглядит омнибус:
В XIX веке омнибус получил повсеместное распространение, пока не был вытеснен конкой и трамваем. Часто пассажирские места располагались не только внутри омнибуса, но и на крыше (так называемый «империал»).
Так что все господа урбанисты и транспортники могут сегодня отметить этот праздник, прокатившись на любом общественном транспорте!
p.s. современный городской омнибус: