РАДИ ЧЕГО ТВОРИМ?

Apr 19, 2012 10:30



А давайте попробуем разделить все человеческие мотивы не на привычные - избавления и достижения, - а как-то по-другому. Честно говоря, эта классификация с точки зрения психотерапии мне не представляется достаточно практичной: ведь стремление к избеганию в любом случае возникает из стремления к сохранению чего-либо - покоя, безопасности, равновесия и т.д. Разница состоит лишь в том, что мотив достижения предполагает стремление к обретению чего-то, чего не существует у человека на протяжении всего времени действия мотива. Мотив же избегания предполагает стремление к сохранению чего-либо, уже имеющегося в наличии.

Вот и давайте, исходя из этого, введем другую классификацию:
- мотивы добавления чего-либо, чем человек в данный момент не располагает или располагает в недостаточной степени, и что он предположительно мог бы каким-либо образом использовать в своей жизнедеятельности;
- мотивы избавления от чего-либо, избыток или сам факт наличия чего у человека в данный момент мешает успешному осуществлению его жизнедеятельности.

Любопытно, что с этой точки зрения все творческие мотивы имеет смысл отнести к мотивам избавления, потому что подобные мотивы основаны на присутствии в сознании человека образов, чувств, идей и пр., которые заполняют все его существо практически целиком и лишают его возможности осуществлять какую бы то ни было иную деятельность. В подобной ситуации человеку для продолжения дальнейшей жизнедеятельности становится совершенно необходимым вынести это избыточное внутреннее содержание вовне. В этом смысле творческие мотивы оказываются родственными функционированию выделительной системы человеческого организма или стремлению избавиться от какой-либо сильной боли. Разумеется, если человек пишет книгу, например, для того, чтобы заработать или прославиться, то им движет совершенно другой мотив - мотив добавления денег, славы и т.д. И отличить-то как легко получается: ведь если человеком движет творческий мотив, то есть мотив избавления, то удовлетворение наступает сразу же после внешнего воплощения избыточного внутреннего содержания - создания книги, симфонии, картины, научной теории и т.п. Если же ведущим мотивом для человека является мотив добавления, то просто факт внешнего воплощения некоего внутреннего содержания к удовлетворению еще никоим образом привести не способен: удовлетворение наступит не ранее, чем человеку удастся пополнить недостаток желаемого.

Возникает вопрос: а как с этой точки зрения относиться к творчеству, например, певца или актера? Ответ на этот вопрос, как всегда, окажется связанным с самим пониманием слова «творчество». Если понимать творчество как процесс создания чего-то нового, что обретает собственную, независимую от творца жизнь, то получится, что никакие виды исполнительского искусства творчеством считаться не могут. Недаром, наверное, и в языке чаще используются выражения «исполнительское мастерство», «исполнительское искусство», нежели выражение «исполнительское творчество».

Ох, боюсь, не согласитесь вы со мной… Впрочем, вы, может быть, помните: перестав быть спорной, мысль перестает быть интересной…

психология во мне

Previous post Next post
Up