Третьяковка часть 2. Портреты детей в работах Зинаиды Серебряковой

May 10, 2017 03:34



"За завтраком" (1914) Холст, масло. Третьяковская галерея.

Пожалуй, никто другой из русских художников не мог бы именоваться певцом семейных ценностей с большим правом, чем Зинаида Серебрякова. Дети - главные герои множества ее работ, а идиллические домашние интерьеры - важнейшие из декораций. Участь ее собственной семьи мало походила на идиллию. Впрочем, выставленные в Третьяковской галерее детские портреты Зинаиды Серебряковой , посвящены в основном тому периоду жизни художницы, когда она наслаждалась счастьем материнства. Зал с небольшими работами, изображающими детей, был самым "домашним" на выставке.



Портреты детей писались в обычной бытовой обстановке. Как на этой фотографии, представленной на выставке, на картине "За завтраком" (1914) тот же стол и стулья.



Квартира А. Н. Бенуа в «доме Бенуа». Слева направо: З. Е. Серебрякова, Е. Н. Лансере, М. Е. Солнцева, А. Н. Бенуа. 1906 г.

Ничья биография не может быть до конца безоблачной, но первая половина жизни Серебряковой сулила, по крайней мере, семейное благополучие и устойчивую профессиональную карьеру. Зинаида, происходившая из почитаемой художественной династии Лансере - Бенуа, могла рассчитывать на поддержку своих творческих устремлений. Выйдя замуж за своего кузена (этот брак, вопреки предрассудкам, оказался счастливым и гармоничным), она сначала путешествовала по Европе, а потом произвела на свет одного за другим четверых детей, не оставляя при этом изобразительных занятий. Постоянно участвовала в выставках "Мира искусства", где ее дядя Александр Бенуа был лидером и теоретиком, а брат Евгений Лансере - одним из ведущих авторов.



"Так заснул Бинька..." 1908.

На некоторых картинах были пометки, они являлись как бы дневником молодой матери. Перед тем, как заболел скарлатиной, ребенок заснул с ярким румянцем на щеках. Возможно, у него уже начинался жар.



Здесь изображен старший сын Серебряковой Евгений, будущий архитектор, реставратор.



Портрет Жени Серебрякова. 1909. Бумага, темпера, белила. Государственный музей-заповедник "Петергоф".



Женщина с ребенком в интерьере. 1907. Бумага, темпера, графитный карандаш. Русский музей.



Катя и бабушка. 1920. Бумага, пастель. Частное собрание, Москва.

Младший сын Александр Борисович Серебряков, художник-декоратор.



Шура Серебряков в Нескучном. 1909. Бумага, темпера, белила. Государственный музей-заповедник "Петергоф".



Женя и Шура на крыльце в Нескучном. 1910. Бумага, темпера. Государственный музей-заповедник "Петергоф".

Дети в творческой семье Бенуа-Лансере занимались рисованием, чтением вместе с бабушкой и другими родными.



Е.Н.Лансере, Тата и Катя. Около 1921-1922. Бумага, пастель. Частное собрание, Москва.



Шура спит под лоскутным одеялом. 1908. Бумага, темпера. Частное собрание, Москва.



Зинаида Серебрякова с детьми Татой и Шурой 1912 год



Тата. Вторая половина 1910-х. Бумага, черная тушь. Частное собрание, Москва.



Шура спит 1909 г. Бумага, темпера, Третьяковская галерея.



Портрет Жени Серебрякова. Около 1910 г. Бумага, темпера. Государственная Третьяковская галерея



Шура Серебряков. Около 1910 г. Бумага верже, темпера. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина



Тата в синем платье. Вторая половина 1910-х. Бумага, темпера. Частное собрание, Москва.



Мальчики в матросских тельняшках. 1919. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея



Тата с овощами. 1923. Холст, масло. Частное собрание, Москва.

Работа, выполненная в год смерти отца детей символизирует попытки построить жизнь, которая рушилась как карточный домик.



Карточный домик. 1919. Холст, масло, темпера. Государственный Русский музей.

Испытания, как и у многих, начались после революции. Голод, холод, смерть главы семейства от тифа - казалось, после пережитого они должны сплотиться и прийти хотя бы к подобию устроенности. Ради этого Серебрякова в 1924 году отправилась в Париж - в надежде заработать продажей своих работ. Временное пребывание во Франции затягивалось, Зинаида Евгеньевна хлопотала о приезде из России своих детей. В итоге до берегов Сены добрались Катя и Александр, а Тата и Женя остались дома с бабушкой. Как оказалось, навсегда. Железный занавес упал окончательно. Десятилетиями они общались только посредством писем.

В предыдущем посте - "крестьянский цикл" художницы, а в следующих постах будет описание и фото автопортретов Зинаиды Серебряковой, природы и портретов окружающих её людей. За приглашение на выставку большое спасибо сообществу moscultura и отдельная благодарность tushinetc за организацию блогерского похода. Выставка продлится до 30 июня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12.

Серебрякова, музеи, Москультура, Третьяковка

Previous post Next post
Up