Третьяковка часть 1. Крестьяне села Нескучное в работах Зинаиды Серебряковой

May 09, 2017 23:58





4 мая побывали мы с блогерами сообщества moscultura в Государственной Третьяковской галереена важнейшем проекте сезона - ретроспективе работ Зинаиды Серебряковой, одной из первых и самых любимых публикой в России профессиональных женщин-художников. В ее работах - крестьянская доля, материнство, любовь к природе и тонкое чувство прекрасного.



Сцены простой деревенской жизни - творческая любовь Серебряковой. Художница родилась и выросла в селе Нескучное Харьковской губернии, в имении прославленных деятелей искусства Бенуа-Лансере. Не рисовать в этом доме было невозможно: каждый член семьи избирал для себя творческий путь и становился либо скульптором - как отец Зинаиды, либо художником - как дядя, либо архитектором - как брат. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Само Нескучное, окруженное лесами, угодьями и бескрайними лугами, было для семьи художницы не просто зданием со стенами и крышей. Имение стало настоящим родовым гнездом, творческим пространством, дышавшим и жившим атмосферой искусства и красоты.


«На лугу. Нескучное» 1910-е гг. Холст, масло. 62,8×84,3 см. Нижегородский государственный художественный музей.

Зинаида Серебрякова начала рисовать с раннего детства. Она с любовью изображала все, что ее окружало: деревья, сады, хаты, окошки и ветряные мельницы. Больше всего ее вдохновляли чистота и сочность природных красок, сцены бурлящей крестьянской жизни, близость к земле и простым людям. Картина «На лугу. Нескучное» изображает крестьянскую девушку - а может, и саму художницу - с младенцем на руках. Идиллический зеленый пейзаж, стадо мирных коров, тихая река Муромка - этими природными красотами родного края сердце художницы было заполнено с детства.

После дебюта на выставке Союза русских художников в 1910 году в творчестве Зинаиды Серебряковой наступает расцвет. Монументальное полотно «Беление холста» стало одной из последних работ «золотого периода» художницы и в полной мере раскрыло ее талант. Зинаида часто наблюдала за работой крестьянок в Нескучном и, прежде чем приступила к работе над холстом, сделала множество зарисовок. Крестьяне относились к семейству Бенуа-Лансере с большой любовью и уважением, и «добрая барыня» Зинаида Серебрякова часто просила деревенских женщин побыть моделями для ее этюдов. Она всегда с большим участием и сочувствием относилась к их нелегкой крестьянской доле.


«Беление холста» 1917 г. Холст, масло. 141,8×173,6 см. Государственная Третьяковская галерея.

Персонажи её картин были реальными людьми, которых она лично знала по именам.


"Крестьянка с квасником" (Пелагея Молчанова), 1914г., Фрагмент несохранившегося варианта картины "Жатва". Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.

Зинаида Евгеньевна всей душой любила русскую деревню. А когда что-то любишь, то видишь в этом только хорошее и светлое. Художница писала, что "влюбилась в безбрежную ширь полей, в живописный облик крестьян, столь отличный от городских лиц". В ее альбомах появляются этюды из сельской жизни.


"Спящая крестьянка" 1917 г. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург.

Высший долг художника она видела в сохранении идеалов красоты и гармонии и своим искусством словно бы противилась чувствам ненависти и всеобщему разрушению, охватившим Россию. В 1917 году Серебрякова пишет "Спящую крестьянку". Мотивы сна и отдыха часто повторяются в её живописных и графических работах. Человек во сне, в спокойном, расслабленном состоянии обнаруживает свою глубинную, скрытую природу.


"Обувающаяся крестьянка" 1915 г. Холст, масло. Русский музей.


"Две крестьянские девушки" 1914-1915 г. Фрагмент несохранившегося варианта картины "Жатва". Холст, масло. Русский музей.

В полотнах русской художницы Зинаиды Серебряковой множество картин, описывающих жизнь и работу крестьянского населения. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где трудились крестьяне. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех полевых работ.


"Баня".1912 г. Холст, масло. Русский музей.


Баня. 1913, Государственный Русский музей, С.-Петербург


"Портрет кормилицы". Около 1912. Холст, масло. Частное собрание, Москва.


"Сидящая крестьянка. 1908 г. Холст, масло. Частное собрание.


"Портрет мальчика". 1910-е. Бумага, акварель. Частное собрание, Москва.

В следующих постах будет описание и фото автопортретов Зинаиды Серебряковой, природы и множества детских портретов. За приглашение на выставку большое спасибо сообществу moscultura и отдельная благодарность tushinetc за организацию блогерского похода. Выставка продлится до 30 июня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12.

Серебрякова, музеи, Москультура, Третьяковка

Previous post Next post
Up