Пушкинский музей. Выставка Гейнсборо

Feb 01, 2020 23:00




Побывала на выставке картин Томаса Гейнсборо. В Пушкинском не было никакой очереди, ибо это был будний день - вторник (по понедельникам музей не работает) и время посещения в моем билете было рабочее - с 14-17. Билет распечатывать не надо, на входе в музей считывают штрих-код прямо с телефона. При входе в каждый зал выставки проверяют повторно. Информации на стендах много, к тому же периодически водят экскурсии, поэтому аудиогид брать не стала.




Выставка работ Томаса Гейнсборо удивительна тем, что этот человек добился известности и считался одним из величайших живописцев Британии, имел в конце жизни собственный дом-студию в фешенебельном центре Лондона, будучи по происхождению сыном обычного ткача. Когда Томасу исполнилось шесть лет, отец обанкротился и девятый ребенок в семье мог рассчитывать только на свои собственные способности. Мать Гейнсборо увлекалась живописью, поэтому талант мальчика был замечен рано ею, друзьями и родственниками семьи. В возрасте 12 лет Томаса Гейнсборо отдали в обучение в Лондон. Его учителями стали французский график Юбер-Франсуа Бургиньон, известный под псевдонимом Гравло, и британский живописец Фрэнсис Хейман. Они работали в Академии Святого Мартина под руководством Уильяма Хогарта, возродившем художественную школу в 1740-х годах. Гейнсборо учился, помогая своим наставникам в их мастерских.




В июле 1746 года в возрасте 19 лет Гейнсборо женился на Маргарет Бёрр, внебрачной дочери герцога Бофорта. В 1749 году он вернулся в родной Садбери, где вскоре родились его дочери Мэри и Маргарет, которые с самого детства стали любимыми моделями художника. Через два года семья переехала в соседний город Ипсвич, а в 1756 году - в Бат. Это был модный курорт и крупнейший центр светской жизни за пределами Лондона.




Фешенебельный Бат предоставил Гейнсборо новые возможности, он подарил ему друзей-художников, арт-дилеров и, главное - состоятельных и образованных клиентов. Благодаря им Гейнсборо получил доступ к крупным коллекциям европейской живописи. Он изучал, копировал, реставрировал и дополнял картины старых мастеров, которые хранились в особняках его заказчиков. Сам он не выезжал на континент, однако влияние голландской школы живописи проявилось в его ранних пейзажах. Постепенно Гейнсборо стал отдавать предпочтение творчеству Якоба ван Рёйсдала - одного из самых тонких и философски мыслящих голландских живописцев. На выставке представлена картина этого мастера, который в своих композициях стремился точно передать структуру древесных стволов и ветвей, не забывая об образной выразительности и внутренней динамике пейзажа.



Якоб Исакс Ван Рёйсдал (1628-1682)Горный пейзаж. Холст, масло. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)создавал для британских заказчиков шедевры, оставившие определенный след и огромное влияние в развитии британской живописи. Гейнсборо сумел по-настоящему постичь особенности художественного стиля и отдельные приемы живописи великого фламандца. Его работа "Снятие с креста" является копией центральной части одноименного алтарного триптиха Рубенса из собора Богоматери в Антверпене. Хотя Гейнсборо не видел оригинала, он мог изучать его по гравюре Лукаса Ворстермана. А в колористическом решении Гейнсборо вдохновлялся, очевидно, собственноручным эскизом Рубенса к центральной части антверпенского триптиха, который в то время находился в собрании семьи Метьюен в Коршем-Корте. На равюре картина была в зеркальном изображении. Копия Гейнсборо и ее эскиз представлены на выставке. Для сравнения первое - фото оригинала из собора Антверпенской богоматери (1612-1614гг). Затем работа Гейсборо.


   
   


Тщательная законченность тела Христа контрастирует с обобщенной трактовкой других фигур. Кроме того, работа Гейнсборо заметно светлее по колориту. Но, вслед за Рубенсом, он выявляет красоту каждого цветового пятна. Гейнсборо рисовал на протяжении всей жизни. Сохранилось больше тысячи рисунков, созданных на протяжении всей его карьеры. Большинство из них - пейзажи, выполненные свинцовым карандашом. В дальнейшем он усложнял технику, пытаясь добиться более совершенного изображения. Обращался к мелу, свинцовым белилам и размывке тушью, создавая светотеневую моделировку. Гравюры его, дошедшие до нас, тоже разнообразны и позволяют отнести Гейнсборо к числу величайших граверов.


   
   


Другим свидетельством любви к художественным экспериментам Гейнсборо являются его пейзажи на стекле. Их он выполнял для декораций концертов своих друзей-музыкантов. Для эксперимента со светом он использовал специальный ящик с увеличительным стеклом, на котором менял стеклянные пластины с изображениями. Позади них располагались свечи, свет которых рассеивал шелковый экран. Так он добился эффекта лунного освещения, который невозможно было передать средствами живописи на холсте.


   


Томас Гейнсборо был одаренным музыкантом-любителем. Он был хорошо знаком с известными британскими композиторами и ведущими исполнителями, дружил с выдающимися иностранными музыкантами. Благодаря этой дружбе он оставил великолепную портретную галерею лучших представителей музыкального искусства Великобритании георгианской эпохи. Он обладал великолепным слухом и владел множеством музыкальных инструментов - скрипка, фагот, арфа, виола да гамба и лютня. А также создал коллекцию личных инструментов выдающихся музыкантов того времени.


   
   


Томас Гейнсборо успешно работал в разных жанрах, однако только заказные портреты могли принести репутацию и доход. В этой сфере Гейнсборо приходилось конкурировать с другими художниками, а заказчики нередко обращались к разным портретистам. На выставке особенно мне понравились детские портреты, в которых художник подчеркнул крупкость и ласковую доверчивость, присущие этому нежному возрасту. Девочка в голубом и стоящий мальчик были на одной картине, которая теперь разделена на два полотна.


   
   


На выставке немножко неожиданно было встретить подлинную прядь волос художника, такой экспонат на художественной выставке мне еще не встречался. Фигурка лошади - одна из юношеских ранних работ Томаса Гейнсборо. Когда его в 12 лет отправили в Лондон на обучение, он в 1740-х годах "совершил свои первые попытки в искусстве, моделируя фигуры коров, лошадей и собак, в чём он достиг великого совершенства: в гипсовых мастерских есть копия выполненной им старой лошади, которая имеет особую ценность".




Картина с собачками, которая настолько впечатлила одного английского вельможу, что он решил, что перед ним живые животные.




Показать всю выставку невозможно, некоторые наиболее понравившиеся работы Гейнсборо смотрите на небольшом видео на полторы минуты.

image Click to view



Выставка продлится до 1 марта. Кто еще не был - сходите, не пожалеете. Приятных выходных!

Гейнсборо, живопись, музей, Пушкинский музей, картина маслом

Previous post Next post
Up