Побывала в Культурном центре "Хитровка", расположенном в историческом районе, описанном Владимиром Гиляровским в книге "Москва и москвичи". "Хитров рынок почему-то в моем воображении рисовался Лондоном. которого я никогда не видел. Лондон мне представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве"- так начинается у Гиляровского очерк старомосковского быта "Хитровка". Дома, стоящие вокруг площади, сохранились те же самые. А соляные подвалы в стародавние времена вели к московскому Кремлю и соединялись с его подземельями.
Вход в культурный центр расположен во дворе, напротив церкви Николая Чудотворца в Подкопаях. Церковь стоит на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков.
Храм впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.
Спустившись по крутой лестнице вниз, попадаем в сводчатый, бывший соляной подвал, хранящий множество тайн и легенд.
Фотографии актеров в образах персонажей городского дна. Для создания своих образов как-то группа артистов отправилась на Хитровку "вздохнуть трущобным духом", и была остановлена грабителями. Но всех спас сопровождавший их Владимир Гиляровский, одарив злодеев таким отборным матом, что те признали его за своего и удалились восвояси.
Хитровка и правда "курилась" туманом, поскольку была в низинке и казалось, что на район село облако. Двух-трех-этажные дома вокруг площади занимали ночлежки, в которых одновременно могло ютиться до десяти тысяч постояльцев. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Сдавались как места в общих комнатах, так и "нумера" - отгороженные рогожей небольшие логовища на двоих. Первые стоили пятак, "нумера" - двухгривенный (20 копеек серебром). Там же под навесом останавливались артели мужиков, которых рано утром приказчики нанимали для работы. Продукты на Хитровском рынке были, мягко говоря, не первой свежести. Сам Гиляровский брал там только запечатанную бутылку водки и печеное яйцо на закуску. Сам он был мужчина солидный, однако для острастки носил железную трость с набалдашником.
Площадь Хитровского рынка выглядела раньше вот так. Фото из книги 1956 г. издательство "Московский рабочий".
Одна из легенд Хитровки связана с Сонькой - золотой ручкой. Говорят, что перед последним заключением на каторгу, Сонька запрятала свои сокровища где-то в этих местах. С тех пор её неупокоенный дух блуждает по лабиринтам подвалов и путает всех, кто пытается добраться до клада. В подтверждение легенды в подвале имеется золотая ручка, как бы выходящая из кирпичной стены, потерев которую обретешь богатство.
Гостей угощают хитрочаем с угрызеньицем - сушками, сухариками, конфетами и другими угощениями. Говорят, что у московских купчих зачастую были совершенно черные зубы, так как они беспрерывно пили чай с кусковым сахаром вприкуску, что не способствовало здоровью зубной эмали.
Обратите внимание на большой заварной чайник, у него две ручки - вторая расположена на носике. Это чтобы буфетчица могла нести двумя руками четырехлитровый тяжеленный чайник, не уронить и не обжечься.
Да, в культурном центре есть театр, в котором две сцены и пространство для концертов. На второй этаж ведет сохранившаяся с давних времен лестница, на ее ступеньках надпись о находившемся там в советское время учреждении общественного питания.
Еще нам поведали историю о происхождении поговорки "не солоно хлебавши". [Узнать]Когда-то соль была очень дорогой и блюда на царский пир подавались не соленые. Царь лично брал соль из солонки и солил тому, кто был ему приятен и любезен. Остальные гости уходили не солоно хлебавши, то есть отведав еду без соли. На память каждому из пришедших подарили мешочек с солью. На каждом мешочке прикреплена бумажка, по которой можно получить скидку на билеты предстоящих спектаклей.
Как вы догадались, посещение Хитровки стало для меня новым удивительным открытием в дни без турникетов, проходивших в марте. На прощание всем экскурсантам были выписаны паспорта хитровчан, с пропиской на Хитровке.
Из неизвестных мне ранее фактов: в тему проходящей сейчас выставки картин Ильи Репина - для известнейшей картины с запорожскими казаками художнику позировал сам Гиляровский. Репин написал его в образе хохочущего казака в белой папахе и красной свитке.
также прообраз Гиляровского можно увидеть на постаменте памятника Гоголю работы скульптора Андреева
Решила перечитать книгу "Москва и москвичи" Гиляровского, в которой Хитровке уделена отдельная глава. "На этом месте стоял дом генерал-майона Хитрова, владельца пустопорожнего "вольного места"(пустыря) вплоть до нынешнего Яузского и Покровского бульваров, носивших тогда еще одно название "Бульвар белого города". На этом бульваре стоял другой дом генерал-майора Хитрова, где жил он сам, а в доме на "вольном месте" жила его дворня, были конюшни, погреба и подвалы. В этом громадном владении и образовался Хитров рынок, названный в честь владельца этой дикой усадьбы".