"Фантазии Фарятьева" в Электротеатре "Станиславский"

Feb 01, 2019 14:30




Впервые побывала в Электротеатре "Станиславский", на его малой сцене, и нахожусь под сильным впечатлением как от самого театра, так и от просмотренной постановки Евгения Беднякова - "Фантазии Фарятьева". В последнее время мне везёт на необычные и яркие спектакли, когда испытываешь целую гамму чувств и потом еще есть над чем подумать по дороге домой. Это как раз такой уникальный спектакль, из серии дебютов, имеющих отношение к проекту "Золотой Осел".

Сам режиссер говорит о вещи: «Это пьеса про любовь, про встречи и расставания душ, про сны и реальность, про противостояния ума и сердца. Вместе с компанией артистов мы вступаем на территорию непростых отношений внутри семьи, отношений полов и сложившейся ситуации в мире».

Актеры, играющие главные роли - странный стоматолог Фарятьев (Дмитрий Чеботарев) и его невозможная любовь Александра (Серафима Низовская) подарили нам бурный, невиданный взрыв эмоций, всплеск чувств и при этом остались на космическом расстоянии друг от друга, так и не соединившись в так необходимой всем любви. Они переодеваются и меняют своё отношение друг к другу от жестокого, почти садистского издевательства до нежного и умоляющего плача безнадежно влюбленного страдающего существа.




На сцене несколько осколков советского коммунального быта - допотопный черно-белый телевизор, стол-книжка, газовая плита на ножках, железная кровать и ванная соседствовали с иллюминатором - окном во вселенную, откуда появлялись и исчезали герои, вспыхивал свет и видны были те самые далекие миры, о которых фантазировал врач Павел Фарятьев. Слышится шум бор-машины, Александра в роли пациентки и модели фото-снимков с открытым ртом, которые мечтатель - Фарятьев развешивает для просушки в ванной.
Есть предмет, бросающийся в глаза - на пианино стоит бюст полководца Юлия Цезаря. Одной из крылатых цитат которого является знаменитое: "Пришел, увидел, победил". Выражение это (часто цитируется по-латыни: "Veni, vedi, vice") применяется иногда иронически, в тех случаях, когда кто-либо воображает, что ему удалось быстро разрешить какую-либо трудную задачу. Актеры решают задачу своих взаимоотношений в течение двух действий спектакля разными способами. Будем надеяться, что увидев этот спектакль, многие победят в себе желание мучить своих близких и любимых.

Контрасты проходят сквозь действие, как бы подчеркивая диссонанс между внешней строгой оболочкой и бурлящим внутренним миром людей. Строгое черное платье со стоечкой под горло на Александре вдруг оказывается очень эротичным, когда она поворачивается его ажурной полупрозрачной спиной к залу. Бесформенный тусклый плащ ассоциируется с полным равнодушием к себе и своей внешности. Но под одеждой угадывается скрытая женственность и чувственность героини. Зажатый в строгие рамки Фарятьев для большей эффектности выходит в офицерском мундире, фуражке и сапогах. На плече у него эполет с инициалами FF, подчеркивающий его принадлежность к хваленому немецкому порядку. И вдруг сквозь жесткость начинает прорываться его страсть, которую он обрушивает на самого себя вместе с содержимым графина - по сюжету домашней настойкой из красных ягод. Потому что не может дать волю себе реальному, подойти и обнять прекрасное тело в ажурном черном белье. Нерешительность и одновременно жестокость по отношению к себе и к ней, когда она готова на сжечь мосты с прошлым. И теснота, привычная, но надоевшая постоянным присутствием домашних.



Фото с сайта театра

Красным цветом обозначается его желание, его влечение и любовь, это мясной фарш, из которого мама Александры (Наталья Павленкова) готовит котлеты. А дома тётка Павла Фарятьева (Дарья Колпикова) ставит на стол скучную плоскую тарелку и в ней - бледные "карпики в сметане", не вызывающие никакого аппетита. Эти две женщины - полные противоположности, как земля и небо. Одна утрированно копирует железную немецкую фрау с её строгим отношением к воспитаннику, которого она даже может ударить клюкой, другая почти клоунесса родом из Одессы, рассеянная и полная суеты и заботы обо всех ближних. Тетка из любви к племяннику готова перемолоть в мясорубке сердце, а мать Александры от обиды швыряет на пол "горячее" - никому не нужную приготовленную утку. И все это делается из-за любви, в которой эти женщины признаются в последние мгновения. Они беспомощны без детей, им незачем жить, если не будет о ком заботиться и любить.




Любовь необходима людям, но даже любя, они не перестают мучить друг друга. Но они не виноваты, они просто не могут жить по-другому. Потому, что их настоящий дом не здесь, в этой мерзости и обыденности, а там - за иллюминатором, среди звёзд млечного пути. За пределами театра, где падает искрящийся снежок и сияют огни улицы. Недаром все влюбленные по ночам смотрят на звёзды и тогда им открывается космическая дверь в счастье. Наши потомки через несколько десятков лет будут только любить друг друга, не терзая и не страдая от неразделенных чувств. Сестра Александры - Любовь(Алиса Дмитриева) поверила в космическую миссию Фарятьева, хоть и не сразу, но безоговорочно. Прекрасная актерская работа как бы ставит на землю всех этих парящих в воздухе взрослых людей. Которые запутались в своих бесконечных рассуждениях в то время, когда надо просто любить и быть любимым.

Смотрели вы или нет одноименный фильм, вышедший в советское время, сегодня неважно. Другая динамика, другие фантазии и их сценическое воплощение. Ностальгическая обстановка и живые яркие современные образы - это тоже контраст. Старый дом как фундамент для нового человека, вырастающего из тесных стен и условностей прошлого.

Отдельно хочется отметить интересный видеоряд, световые эффекты и живое музыкальное оформление, звучащее в спектакле и в антракте. Даже звонок к началу спектакля подавался живым голосом в сопровождении инструмента. Прекрасная музыка и вокал - работа Аннэи Пашинской. [Подробнее]Выпускница Московской государственной консерватории, лауреат международных конкурсов и фестивалей. Первая в России арфистка, пишущая музыку для арфы и других инструментов. Участвовала в телевизионном проекте «Голос-2».

За приглашение на спектакль моя благодарность сообществу moscultura и Михаилу tushinetc. Об этом и других спектаклях театра читайте на страничках в социальных сетях: Фейсбук, Твиттер, Инстаграм, ВКонтакте, Канал на Youtube, Телеграм.

москультура, Электротеатр Станиславский, #идувтеатр, Театр, спектакль

Previous post Next post
Up