Босх и Брейгель- 1ч.

Apr 28, 2022 22:35





Босх и Брейгель- их разделяет столько лет и при этом есть их одна общая картина. Даю разгадку смысла.

«Триумф смерти» -панорама написанная в период с 1561 по 1563 год. Эпик триумф- 500 лет потрясает умы и все никак не протрясет.

Многие интеллектуалы толкуют великие картины, и обязательно они привлекают какие-то очень глубокие знания например Брейгель вполне мог знать мудрость "тотлеков и мая". Поэтому опытные исследователи вдруг начинают искать очень сложные мысли. А я строю своё обследование на самом примитивном ординаре, что может прийти в голову. Думаю творцы Босх и Брейгель просто были христианами, и рисовали дословные иллюстрации к близким им с детства текстам. Уже очень много не живых людей собралось на нашей земле. Мертвы это не значит по христианской концепции что все дела тут закончились. «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела… и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19).

Когда изображается скелет, то вообще непонятно мужчина или женщина, и какая эпоха? Но через определённые атрибуты на картине можно понять что эти группы зомби олицетворяют. Решил вот мысленно приодеть скелетов которые у Брейгели бегают там и сям, сразу получается что это разные костюмы -разные эпохи. Нужно теперь порассказать взгляд мастера на нашу историю, что-то подобное любил рисовать Илья Глазунов -ретроспективы, это когда микс из литературных и исторических персонажей.



Питер Брейгель, поздний, но все же ренессанс. Тут диаграмма. Брейгель делит очерк на7 сегментов - 7 эр. Отметки ориентиры на картине- кресты. Итог. Времена по библии, а не по науке. Тогда любили визуализировать, вспомните разноцветного словно национальный флажок мифологического истукана из сна. "Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот колосс, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из 1. чистого золота, 2. грудь его и руки его - из серебра, 3. чрево его и бедра его медные, 4. голени его железные, ноги его частью железные, 5. частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в колосс, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: 5, железо, 4, глина, 3, медь, 2, серебро и 1, золото сделались как прах". Древние выводили из этих элементов всю историю, термин "золотой век"- это оттуда. Гибель списком "разноцветных" мировых империй.

1 пора. Левый верхний край. Ок. 3700 г. до Р. Х Только предок Адам у художника "одинокий представитель" и его к тому же преследует скелет с трупом Евы за плечами. А остальные "годины" это выходящие из эпох змеистые толпы мертвых.

2 эпоха. Слева от центра. Ок. 2400 г. до Р. Х. Ной с сыновьями, он совсем недалеко ушел от ворот рая. Четверо на мосту-дамбе. Картина почти историческое пособие, с тяготением к схемам и картографии. Эти скелето- потоки, почти как стратегические стрелки нападения армий зомби. Тут многочисленное человечество истреблено, потопом. Там вдалеке единственное место на картине где люди сообща сопротивляются (древние умели), а на первом (сегодняшнем) плане уже разрозненные очаги сопротивления "мертвым полкам".

Мы в слабы, подвержены порокам. Движемся формируя колоны, мнения, импульсы эпох грехи времени. 7 грехов -общественных циклов человечества в временных датировках.

3 поток-поприще. Дальний план. Ок.1900 г. до Р. Х. Авраам. Время переселений, и палатки скитальцев в пустыни, костер Ура, троица на берегу. Берега и контуры истории.

4. колонна- декада. Дюны. Ок.1250 г. до Р. Х. вот Моисей переводит "свой костлявый народ" через море, сам он человечек среди злобных и порочных зомби. Тут в картине лидерам приходиться все время убегать от своего народа, или идти впереди него- что одно и тоже. Праведники на эпичной картине "о времени" предстают - бессмертными. Если говорит о времени то этап жизни народа связан и с этапами жизни конкретного человека. Просто упомяну как факт, и дальше не буду усложнять этим наслоением судеб. Израильтяне переходят через высохший Иордан и эпизод Крещение Христа.

5 пора. Ок. 1000 г. до Р. Х. царь Давид наконец строит народу храм. Обкатите внимание на два небольших креста. Видим поклоняющуюся нечисть. Давид изображался часто рядом с носилками, и процессиями. Вот и тут Давид по-прежнему оплакивает мученика Авенира (4 Царств 3:31-38)

6 хронос. 1 в. Р. Х. На картине это башня и крыльцо храма чем-то по дизайну напоминающее корабль. Неф- борт. Христос -как известно был матерым капитаном не позволил своему кораблю утонуть в Галлелейском озере.

7 веха. Наше время. Первый план. Это конечно не сегодня, это то время в котором жил художник и это олицетворение современности вообще. Время дожития- по этой концепции. Все по современной мастеру моде.

На картине все "7 моментов" помечены крестиками. Сделаю предположение, что это "кресты" Завета Человека с Богом. Венчает череду этих отметин крест- на двери, затвор. Острее человеческой воронки, мышеловка-вагон-контейнер, помеченный красным "тевтонским крестом".

Жалко не нашёл высокое разрешение этой картины и радиографию. Мужицкий. Картина апокалипсическая, о последних днях, почти декоративно узорная, с черепами.

Мне всегда казалось, что самая не нужная книга в Святом писании это Апокалипсис Иоанна Богослова. Даже и не читал ее. Зачем пересказы? Тем более, когда Христос самолично своим ученикам всё описал в деталях, и они пересказали это в евангелиях. А так получается странная концепция, поэтапности, и многочленки, что Апокалипсис должен быть не быстрым событием, а каким-то долгим, структурным процессом. Можно ведь просто сказать "жили долго и счастливо", но публике всегда интересно- как и что, и сколько, и в подробностях. Дробность, детализация, поименность- сразу делает "конец света" каким то постепенными, нудным- когда каждый этап подготавливает следующий. Поэтапное "отрезание хвоста" из жалости вот все эти "семь печатей". Как то по итогу теряешься, что там за чем следует. Что открыто, а что пока нет. Как будто верховные силы сами не хотят ничем заниматься, а заставляют людей готовить себе яму. Творить - всё больше и больше, накапливать иные мощности "для бомбы". Так сосредотачиваясь на исторической подготовке можно один день "светопреставления" превратить в дни, а дни в столетия, века. Миссия не приходит сразу, а все как то "заглядывает". Частями. От этого зародился целый культ апокалипсиса в средневековье, и не только. И многим вдруг невтерпеж, что приближают "значимый срок" как могут. Все только об этом, на это все силы и злато. И все назначают даты и все им "поскорей бы"?

Говорят "где тонко там и рвется, где плохо там и живётся", но чтобы что-то сшить нужны десятилетия, а чтобы разорвать несколько часов. Дерево растить годы, а срубить мгновения. Мир наш еще шаток и тонкостволен. Я не силен в богословии но возможно хронология событий выглядит так. После череды гибельных катастроф придёт Мессия и будет править 400 лет, возможно в эти годы вообще никто из людей не умрёт. По истечении срока умрут все в том числе и сам Миссия. Затем "на семь дней на земле наступит древнее молчание", а потом начнётся в воскресенье из мёртвых и Страшный суд. Сам Всевышний (а не Мессия) будет судить всех, и уже никакие молитвы не помогут, потому что людей уже некому будет молиться.

Босх больше интересовался, загробными муками, а "Мужицкий Брейгель" вот обратился к земным картинам. Подземное -это экзотика и "не с нами". А тут "поля", и конкретика.

"Познавательный интерес". Босху интересна фантастика, именно такие моменты он выискивает в книгах пророков. Размеры ада, физиологические особенности демонов и все что может вызвать зрительский интерес, интересует и автора. В греческий перевод Ветхого Завета (Септуагинту) включена Книга Варуха, которой на еврейском нет. Варух, ученик пророка Иеремии, жил в 6 в. до Р. X, может Босх читал именно мистические «Откровении Баруха». "И показал он мне равнину, бывшую внутри этого неба, и были люди, жившие на ней: лица - бычьи, рога - оленьи, ноги - козьи, а чресла - бараньи. И вопросил я, Варух, ангела: «Возвести мне, прошу тебя, какова толщина неба, где мы держим путь, и каково расстояние его от земли и что это за равнина, - чтобы и я мог возвестить это сынам человеческим». Подробности наблюдения любопытств, развлекательность. У Брейгеля нет таинственное, его демоны условны словно формально срисованы у знаменитого Хертогенбосца.

Безвыход. Есть на картине большая мышеловка, в которую стремятся люди, и их структурируют скелетные погонщики. Армия мумий со щитами очень похожа на какие-то полицейские части, которые подавляют демонстрантов. Людям всегда есть что продемонстрировать, а кости демонстрируют единство. Все "одинаково мертвые", "по форме", построены в шеренги, а живые люди все какие-то разнородные, несобранные, мечущиеся.

Задохлики, загоняют толпу живых в правый край картины, там как то все веселей, "теплей", там еще жизнь.

Подчистили краски, успели выработать реставрацию как раз к "кроновирусу". Когда я раньше видел эту картину, мне казалось что все там выезженный взрывом кислород, и желто-цветие. Но оказалось работа совсем другая, ее не давно очистили, и ушла атмосфера, "волна гибели", единство образов. Вылезли вдруг детальки, и оказалось что все рисованное достаточно пестрое, и цветное, с синеватыми переливами. Вдруг на выхоженной песчаной поверхности кое где зеленые проборы трав, какие то мхи по щелям. Удивительная пряность.

Колесные распятья- тут лепестки и эти побеги на долго и в бутоне аромат гибели, разносит предупреждает крестьян о покорности. Всё вне демонического и просто.

Низ картины -это застолье и тут нет испуганных, тут отстаивают свое, от тлена отбиваются. Даже воин в униформе пытается стулом огреть "мощи". Это юморно -как сценка в пьяном кабачке Адриана Браувера, и те самые треугольные стулья.

Дерево, масло 117х162см. Музей Прадо, Мадрид. Очень забавно Брейгель все на картине "паралелит", это прямо зрительское наслаждение все это выискивать. Вот как раз там, где доски сшиты и проходит природный перелом, трещинка, он рисует оглобли тележки и подчеркивает дефектную форму доски, вделывает линию. Картину, когда то разбирали по досточкам- косточкам, стачивали их толщину под какую-то особую "модную рамку". Облегчали вес, а вот обратно толком собрать не смогли ".

Зеркальность. Идентичные противодействие двое с двух сторон. Почти зеркало -параллель, миражи. Сценка. Вот "живые мертвецы" копейщики с двумя фонарями. Рядом с этими храбрыми солдатами в красных шапках, людская паника и смерть. Близнецов рубак, пытаются поразить какие то "двойники" в саванах, явлена идентичность поз. Параллельность копий. Линии, чем то они напоминают носилки. Отчаянные остовы, скелеты- в руках у них чёрный и белый фонари и эти два красных копья. Сцепились - два идентичных скелета и два идентичных ланскнехта. Здесь прямо какая-то это загадка.

Приемчик. Босх тоже бывало, вставлял эти сагиттальные двоичности, ч и б. Приходиться понимать, что и Иероним и Питер это одна и та же иллюстрация, просто при своих трактовках, но драматургия идет из одного источника. Да это просто иллюстрация к тексту! В рейтинге Брейгеля это самое мрачное его откровение, но не совсем без юмора. И все эти навставленые его "крестьянские поговорки".

Любопытно, что противостоят смерти в рукопашную только дворяне, они хорошо экипированы и полны решимости, и независимости. Долг, и честь, и принципов немного. Они все хотят задорого и даже свою жизнь. Сражаются с этими дворянами какие-то даже "экипированные" в саваны "уже неживые", а если приглядеться то среди дворян уже есть лазутчики мумии, они прячутся под людской одеждой и даже носят карнавальные маски, только вот тоненькие ножки их выдают.

Слева растерянный король защищает золото и серебро-бочками. А вот что защищает дворяне- справа, рассыпанные карты, там тоже есть нарисованные короли. Благородные- защищают прекрасных дам которые сидят в уголке, поют песни и щиплют струны лютни. Примерно также как в романе "Война и мир", аристократки и щипали свою корпу "для раненых". Все проверяется великой литературой ну и сегодняшним днем.

Смерть - вездесуща, как и все старое. Все любят старое! Самая примитивная проверка знания- это опознавание. Художник, или художники? Часто по "режиссеру" видно, какие фильмы он просматривал перед съемкой. Есть даже такая режиссерская практика психо подготовки к проекту- глядеть любимейшее. Читаешь писателя и часто видно какая у него "настольная книжка" из которой он черпает стиль. Это и в быту, иногда человек начинает рассказывать анекдоты, а понятно что оппонент все загодя знает. Знает это когда без удивления. Брейгель в эпике "Триумф", тоже не удивляет. Достойное ли это дело ловить художников на любимых цитатах. Но если это "режиссерская живопись", и смыслы. Работает, тем более когда мастер и не скрывает что очень сильно заимствует мысли любимых мастеров. Можно попробовать сравнить две картины "Триумф смерти" Питера Брейгеля старшего и "Воз соломы" Иеронима Босха. Схожести заметны, правда композиционно у Иеронима в центре есть крупный бросающийся в глаза элемент, возок и его огромные колёса, чем-то похожие на очки.

Что самое главное? У Брейгеля вообще нет какого-то акцента, крупного элемента, картина дробная, невнятная и издалека кажется набором пятен листового опада. (Особенно до реставрации 2018 г. было именно так). У него тут много мелких элементов, ничего конкретно не бросается в глаза все надо напористо изучать, но если внимательно посмотреть в центр картины у него там тоже возок, гроб на колёсиках. Давайте попробуем посмотреть кино цитаты разобрать покадрово. Когда мы сразу поймём как смотрел Брейгель с кем перекликался.

На эту картину можно смотреть двумя способами, как бы с двух разных позиций.

На нас. Первая позиция глазами "воинов смерти", где-то там место с которого они начали захват мира живых. Побережье- их. Край мира. Родная чужбина. Сворачивание в рулон свитка, и все больше диаметр, и толщина кисти!

Вторая позиция та в которой находимся мы -это взгляд с точки зрения живущего пока человечества. Чуть сверху- панорамный обзор. Даже рамка в музеи, что то вроде окошечка из "той самой сказки". Очевидно, что не везде ещё трагедия и гибель, где-то ещё более-менее всё ничего. Вот мы видим на скатерти стола лежат красные салфетки еда, деньги. По-моему на столе лежат религиозные прокламации. Как раз рекламные листки, которые в XVI веке были очень распространены, цветные такие гравюры, "с напоминалочками". Кстати тогда уже играли и в настольные игры, вполне продвинутые- "Тарочи" и "ходилки". В правом нижнем углу баталии, на самом краю люди просто отстраненно читают ноты. Жить "с листа" петь, обниматься- наверное самое прекрасное отрешение. Там ведь поэзия! Люди что-то забвенно поют и нарочито не смотрят на место трагедии. Видимо это не их конец. Но! Искупления, прощения, работы над ошибками уже не предстоит.

Последний приют человечество виртуальное, карты и нарды, игрухи. Вот он круглый стол, так часто встречаемый у Босха. "Последний оплот". Последний людской резерв идет в атаку- он прямо таки выскочил из за стола. Пир покинут, там уже никого нет. Все стулья упали, или только падают. Вот какой-то парень уже отбивается скамейкой, от "энзоскилета". Бой. Не все люди хотят покладисто сгоняться "в лагерь". Тут дело чести.

Непримиримые области общества, жизнь и смерть. Смерть в отличии от нашего земного "м и ж", беспола, и наполовину свободна от излишеств. Такое насилие, костлявые и вооруженные, а то вдруг на самом первом плане добро! Какой то замаскированный скелет в кардинальской шапке, довольно учтиво поднимает с земли высокорангового священника.

I'll Get You The Moon

- Lennart Ginman, Eivør

Смотришь на Брейгеля -вспоминаешь Босха. Случай на мосту. Двое тащат одного. Абсолютно с Босхом идентичная сцена. И еще кто то под мостом- иконографично тут обитает.



На картине заметно 6 крестов- ориентиров, 6 заветов бога с людьми. Попробуем на них равняться- договорная тема фиксация соглашения, важные точки, "космических дел". Вся жизнь впереди, но хотя бы у кого то -или нет?

Есть такой неплохой трюк искусствоведа- счетовода- математика. Попытка посчитать сколько на картине всего например сколько изображено персонажей. Наверное, именно эта картина Брейгеля будет одной из самых насыщенных фигуративно, потому что когда ты рисуешь стройных скелетов можно гораздо больше всего вместить. А как посчитать все эти горы разрозненных костей? #art #Graza #G_R_A_Z_A #артаналитика #картина #азарий_горчаков #graphics #artwork #graphicart #портрет #Босх #Брейгель  #Иероним_Босх  #ИеронимБосх  #Питер_Брейгель  #Питер Брейгель  #Триумфсмерти

#graphics, #Питер, #graza, #Триумфсмерти, #Иероним_Босх, #Брейгель, #artwork, #Босх, #art, #картина, #портрет, #ИеронимБосх, #артаналитика, #Питер_Брейгель, #g_r_a_z_a, #азарий_горчаков, #graphicart

Previous post Next post
Up