Галина Слёзкина. Стихотворения Веры Кобзарь как бы озвучены звоном церковных колоколов...

Jul 21, 2017 07:42




ГАЛИНА СЛЁЗКИНА

НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ
О стихах Веры Кобзарь

Открывая поэтический сборник современного автора, невольно думаешь: наверное, опять, что-нибудь о любви, природе, и т. д. Интересно! Сколько уже написано, и что ещё новое можно добавить? Где найти какие-то новые метафоры, обороты и всё такое прочее.

Однако, случается, находишь и новизну, и неповторимость, и свежесть - ведь если автор по-настоящему талантлив, то он умеет находить своё собственное видение мира, всех его красок и звуков.

Именно этим неповторимым восприятием мира, будь то природа или человеческие переживания, и отличаются стихи белгородской поэтессы - Веры Петровны Кобзарь. При этом сразу хочется подчеркнуть главную особенность её творческого стиля - в большинстве её небольших стихотворений все человеческие переживания неразрывно связаны с природой, с её живописными образами и настроениями.

Об этой органической связи лирической героини с жизнью внешнего мира, говорят даже названия поэтических сборников - «Вчера был снег», «Весенний дождь», «Светлый август». И даже эти, казалось бы, столь простые словосочетания вызывают в сознании читателя нескончаемые ассоциации. Тот же «Весенний дождь»… Неразрывно связанный с чьей-то юностью, первым свиданием, первой любовью… «Вчера был снег. И вот опять тепло». Возможно, вчера была печаль, а сегодня что-то изменилось, что-то обрадовало. «Светлый август» - пора зрелости, первые признаки увядания, как в природе, так и в женском мироощущении… Читатель думает, что он вправе что-то домысливать, о чём-то догадываться. Тем более, что автор именно в образах природы умудряется завуалировать самую драматичную ситуацию, открывая всю суть уже в самой последней строчке. Вот, например, стихотворение - «Июль», живописно изображающее чаепитие в жаркий летний день. Тут тебе, и зной, и стрекозы, и уснувший на листьях повилики паук, и даже играющие в цветах солнечные блики. И за всей этой идиллией притаились горькие слова: «Как будто не расстались мы навеки».

Это ли не свидетельство подлинного мастерства, одного из авторских секретов из творческой лаборатории. А ведь получилось именно как в реальности: всё второстепенное воспринимается осязаемо, зримо, даже выпукло, в то время, как самое мучительное спрятано где-то на заднем плане, и написана о нём одна единственная строка. Но зато какая!

Россыпи поэтических метафор, отображающие неброскую красу русского пейзажа, порой заставляют сжиматься сердце от щемящей тоски. Может быть потому, что многие детали сельского быта, изображённые в стихах Веры Кобзарь, давно уже канули в небытие. Например - «пирамидка дров» в стихотворении «Дома». Или: «Пройдёт к колодцу бабушка Петровна». Впрочем, это наша общая ностальгия по давно минувшему укладу милой сердцу деревенской старины. Что делать, видно, генами заложена эта память о минувшем. Ведь не случайно многие стихотворения Веры Кобзарь как бы озвучены звоном церковных колоколов.

Другое дело, когда при чтении иных стихов Веры Петровны охватывает тревога. Думаешь: а вдруг этим догорающим к утру звёздам, поющим сверчкам и упавшему в сонную речку небу что-то угрожает, какая-то необъяснимая опасность. Вдруг случится нечто непоправимое. К тому же сам автор не таит этой тревоги. «Враг не дремлет. Он кровавым оком На тебя глядит, Святая Русь». Эти строчки из стихотворения «К России» отражают тревожные реалии нашей жизни, и звучат весьма актуально…

Читать всю статью на Литературной Белгородчине

Страница Галины Слёзкиной на ЛБ

Вера Кобзарь, Литературная Белгородчина, Галина Слёзкина

Previous post Next post
Up