Авессалом, Авессалом!

May 17, 2015 17:33


Вновь пришлось перечитывать обожаемый роман, из-за которого я, наверное, и связалась с Фолкнером. И все-таки цепляет меня больше всего линия Джудит и Бона, несмотря на всю ее (а может, из из-за этого?) разорванность, ненормальность и отчаянную обреченность. Может быть, это отчасти и влияние "Стокера", посмотренного аккурат до прочтения "Авессалома": как-то уж очень хорошо у меня наложился дядюшка Чарли на Чарльза Бона, Индия на Джудит Сатпен да и Эвелин с Эллисон точь-в-точь; готический дом, атмосфера, проклятое семя и т.д. тоже сошлись, поэтому "Стокер"-"Авессалом" для меня идут в связке.

И таки после этого прочтения я для себя снимаю вопрос: "любил ли Бон Джудит?".


"Возможно, к тому времени он наконец удосужился о ней подумать; наверное, это было тогда, когда  он  говорил  себе  {С ней все пойдет легко} как бывает за ужином, когда  оставишь  на  столе шампанское, а сам идешь к буфету за виски, и тебе вдруг  случайно  попадается  поднос  с  чашей лимонада, и вот ты смотришь на лимонад  и  говоришь  себе: Он тоже пойдет легко, да только кому он нужен?.. Что ты на это скажешь?
     -- Но ведь это не любовь, -- сказал Квентин.
     --  А почему нет? Слушай дальше.
Вроде как бы ты прошел мимо того лимонада и, может, даже знал, что доберешься до буфета и до  виски,  но знал, что завтра утром тебе захочется этого лимонада, а потом добрался до виски и понял, что лимонада тебе хочется именно сейчас; а может, ты  даже  и  не  ходил  к  буфету, ты даже оглянулся на стол, где на измятой камчатной скатерти среди грязной дорогой посуды стояло это самое шампанское, и  вдруг понял, что не хочешь возвращаться даже и туда. Дело не в выборе, не в  том,  что тебе придется выбирать между шампанским, виски и лимонадом, а в том,  что  вдруг  обнаруживаешь, что тебе хочется только этого лимонада,  и больше ничего, и что тебе все время только его и хотелось и уже давно  страшно  его  хочется  --  и  к  тому  же  ты знаешь, что лимонад этот предназначался  для  тебя.  Не  для  кого-нибудь, а именно для тебя; и, едва взглянув на эту чашу, ты уже знаешь, что она будет как цветок, но если к ней потянется  не  твоя,  а  чья-нибудь  другая  рука, окажется, что цветок-то с шипами;  а  ведь  он  к  этому  не привык, ибо во всех других чашах, которые охотно  и  легко шли ему прямо в руки, был не лимонад, а шампанское или хотя бы  домашнее  вино."

***

"Твой отец не знал, зачем этот черный сукин сын вынул ее портрет  и вложил портрет окторонки, и поэтому сам придумал причину. А я знаю.  И ты тоже знаешь. Неужели не знаешь? Неужели не знаешь? -- Вперив взор в  Квентина,  он  наклонился  над  столом,  в  своих  многочисленных одежках напоминая  огромного  всклокоченного медведя. -- Неужели не знаешь? Он сделал это  потому,  что сказал себе: Если Генри не сделает того, о чем он говорил, все будет в порядке, и тогда я смогу его вынуть и уничтожить. Но если он так сделает,  это  единственный способ сказать ей: {От меня все равно не было бы проку,  не  горюй обо мне}. Разве я не прав? Неужели не прав? Клянусь богом, что я прав.
    -- Да, -- сказал Квентин."

Previous post Next post
Up