Хотя я и считаю себя сочувствующей феминизму, все же с большим подозрением отношусь к прогрессирующей тенденции конца нулевых - начала десятых, которая проявляется в перекосе в масскульте в сторону феминизма оголтелого и себя же дискредитирующего.Тендеция эта преобладает в детских кино и мультфильмах, формируя определенные представления уже у подрастающего поколения. Это и "Храброе сердце", и "Холодное сердце", и "Малефисента", и пресловутый "Однажды в сказке". Основную идею обозначить можно следующим образом: все мужики - в худшем случае не поддающиеся исправлению подлецы и сволочи,которые норовят воспользоваться/обмануть/предать, в лучшем случае -бесхарактерные инфантилы или идиоты, которые все-таки поддаются благотворному женскому влиянию.
Но, позвольте, если это ответ на "все бабы-дуры, мужики умнее" - высказывание, чья глупость вскрывается сразу же, ибо в чем преимущество быть умнее дуры, мне невдомек, умным от этого не становишься, - то ответ подобного рода ничуть не лучше. Если опускать противоположный пол ниже плинтуса и возвышать себя над ним, то получается, что вы оба болтаетесь в районе этого пресловутого плинтуса - одни чуть ниже, другие чуть выше. И по-моему, уважения в таком положении не заслуживают ни те, ни другие. Желание первенства как реакция на века подчинения понять можно, но зачем же самоутверждаться таким примитивным образом? В чем смысл соперничества с заведомо недостойным противником? И почему речь должна идти именно о соперничестве, а не о партнерстве?
Это в конце концов обедняет сюжеты, низводит мужские персонажи до картонок. В том же "Однажды в сказке" единственно харизматичным героем оказывается Румпельштильцхен, который как_бы_отрицательный_персонаж, потому что на розовощекого принца (взывающего к Белоснежке: "Найди меня! Спаси меня!") смотреть же невозможно.
* про "Однажды в сказке" надо отдельно писать, это не сериал, а набор такого рода перевернутых клише, что было бы здорово_свежо_интересно, если бы не одно и то же из серии в серию.
И так везде, так что смотреть подобного рода фильмы просто скучно. Поэтому мне больше нравится начало нулевых с гармоничным переходом. В той же "Матрице" никто не подумает зациклиться на гендерных ролях, поскольку никаких перекосов там нет. И буквально на прошлой неделе мы добили "Светлячка", очень показательного в плане персонажей и их взаимоотношений. Там есть на что наброситься, если искать какого-либо рода сексизм: прежде всего это наличие героини-"спутницы" (куртизанка-гейша Ильнара), но есть и другие моменты. Однако это лишь внешнее, к чему придираться нет смысла, потому что набор персонажей очень разнообразный и роли выполняются ими разные: правая рука капитана Зои - как верный боец-солдат, так и верная любящая жена (разрешению возникшего было дисбаланса между этими ролями отведена отдельная серия), бортмеханик Келли тоже гармонично сочетает в себе девочку-девочку в цветочном платьишке и знатока своего дела в робе (между прочим, Келли взяли на место ее бестолкового полуслучайного любовника), та же "спутница" Ильнара оказывается единственным достойным противовесом капитану: будучи полноправным партнером, а не просто частью его экипажа, она может позволить себе изоляцию, непослушание, жесткое отстаивание своей точки зрения - и изначально их отношения строятся симбиотически, каждый из них нужен другому.
Мужские персонажи: несгибаемый капитан, который все же не раз уступает Ильнаре, туповато-хамоватый Джейн (имя!), пожалуй, главный сексист сериала, отпускающий самые сальные шуточки, сам зачастую оказывается предметом насмешек, утонченно-аристократичный доктор Саймон, который все никак не может решиться закрутить роман с Келли, пилот Уош, муж Зои, - казалось бы, всем своим расслабленным видом, типажом полная противовоположность жесткой, собранной Зои, но при этом не подкаблучник, а единственный человек, которому удалось ее смягчить.
* пастора и Ривер в обзор не включаю, т.к. они стоят особняком, будучи по-своему бесполыми (он в силу своего статуса, она в силу возраста и полубезумного состояния)
Этот космический Ноев ковчег вмещает разнообразие харктеров, ролей - по-современному перемешанных, ибо в 21 веке иначе уже нельзя, но перемешанных деликатно и непринужденно, так что это не вызывает отторжения. Почему с корабля, на котором десять лет назад хватало места всем, сейчас пытаются спихнуть всех достойных мужчин, оставляя только Джейна или, так и быть, инфантильно-бестолковые версии Уоша/Саймона, которые можно подмять под себя? Из женщин в этом мире позволено остаться или Зои, которая никого толкового при таком раскладе не встретит, а значит, никакой иной роли кроме железной леди не сыграет, или Келли, которая нарвется на какого-нибудь подлеца, после чего излечится от девочковости до конца жизни.
И неужели и правда такого рода однозначность в отношениях может быть хоть сколько-то интересной?