Продолжение рецензии не рецензии на книгу О.Растренина.

Jul 30, 2017 01:58

Начало тут - http://fvl1-01.livejournal.com/65084.html

Собственно здесь мне хотелось бы сказать про СИСТЕМУ авиационного стрелкового вооружения в СССР до войны. И это написано не только и не столько по материалам книги Растренина.

Лучшим же эпиграфом будет цитата из Пикуля:

"Санитарных условий не имеется, а каждого заболевшего обещаю отослать в лазарет, чтобы он мог помереть на законном основании. Вчера один ни на что не жаловался, лег у мангала и скончался путем сна. Диагноз - труп".

Собственно в отличие от системы бомбового вооружения складвывавшейся еще на основе опыта Российской империи и Первой мировой с Гражданской, ставшей в СССР уже к середине 1930х весьма стройной и продуманной. Можно спорить о частностях, но не о факте наличия систематического подхода и стандартизации) и пожалуй выдержавшей все испытания войной (хотя и смененной на еще более стройную и продуманную систему (обр. 1944 г) сразу после войны).   Так вот в стрелковом авиационном вооружении до почти конца 1930х царила легкая анархия и разброд с шатаниями.

При этом ни в коем случае нельзя сказать что авиационное стрелковое вооружение в СССР было однозначно плохим, не соответствовало тогдашнему мировому уровню и т.п. Наоборот - "бессистемное конструирование" ведущеся и по заказам представителей авиационных ведомств и по инициативе заводов и конструкторов дали в 1920-1930е годы стране весьма неплохой набор оружия:

пулемет винтовочного калибра для синхронных и крыльевых установок ПВ-1.

Создан в 1926м году - на ТОЗ, А.В. Надашкевичем. Подобно британским авиационным "Виккерсам" и немецким "Шпандау"  был адаптацией станкового пулемета под авиационные нужды. От "Виккерса" отличался несколько большей массивностью и частично компоновкой, от немецких пулеметов в принципе не отличался ничем - потомки Максима и все этим сказано.  Но изюминка была - буферная пружина  что позволило немного поднять скорострельность (с 600 до 750 выстрелов в минуту)

Первоначально имел неоптимальный (но облегченный) короткий ствол, что давало огромный сноп пламени при выстреле и дурно влияло на кучность, потом, со сменой приоритетов в Авиапроме (специалистам Арткома удалось достучаться до руководителей ВВС РККА) - получил ствол нормальной длины резко улучшивший все параметры стрельбы.  В доводке  пулемета участвовали будущие известные конструктора оружейники Владимиров и Ярцев. Токарев так же "мимо проходил" не без положительных последствий, ну и как же без Третьякова, живой легенды ТОЗ (он отвечал за оптимизацию сечения надульника, что так же немного подстегнуло скорострельность и главное обеспечило надежность автоматики при большом разбросе длин ствола и энергии патронов, пулемет действительно мог стрелять всяким барахлом включая лежалые патроны и т.п.).



Установка раннего варианта ПВ-1 еще с облегченным коротким стволом.

С развертыванием массового производства в 1928м и до сборки последних из задела в 1940м выпущенно около 18 тыс штук. Причем значительная часть из них вернулась в ходе Великой Отечественной "с небес на землю" - 3009 пулеметов ПВ-1 были установлены на станки Соколова  создав облегченный более чем на 6 кило вариант Максима (первые такие переделки случились еще в республиканской Испании, куда этот пулемет поставлялся), еще часть использовалась в составе строенных зенитно-пулеметных установок



ЗПУ с строенным ПВ-1 системы Н.Токарева.

Пулемет не имел никаких особых достоинств, но не имел и никаких серьезных недостатков.  Воевал честно, конечно к концу 1930х он безнадежно уступал пулеметам нового поколения (вроде 7,62мм авиационного Браунинга и немецкого MG-17), но  надежность и неприхотливость оправдывали примерно на 40% большую массу чем у большинства одноклассников.

Попытка развить успех пойдя по пути "Виккерса" - создать облегченную версию пулемета ПВ-1 но с максимальным использованием аллюминия и легких сплавов у А.В. Надашкевича не удалась. Его опытный облегченный пулемет А-2 не прошел испытаний. В дальнейшем Надашкевич переключился на бомбы, и несмотря на две отсидки и работу в шарагах приложил руку к 100 мегатонной "Кузькиной матери" и самолету носителю для ея...

Так или иначе но ПВ-1 закрыл проблему с синхронным и крыльевым пулеметом на пятилетку, и до самолета И-152 включительно долгое время ставился как основное стрелковое вооружение на советские истребители в параллель с более современными типами оружия.

пулемет винтовочного калибра для турельных установок бомбардировщиков и разведчиков ДА.

Создан в 1926-28-м  в Коврове В.А. Дегтяревым. Глубокая и основательная модернизация пулемета ДП.

Легкий, очень легкий (7,1 килограмма без магазина, отличный результат для конца 1920х), достаточно надежный, легко монтировался на турельные установки вместо распространенных до того в ВВС РККА "Люисов-Авиационных".

Питание из магазина - трехрядного, дискового. Первоначально был расчитан на 65 патронов, принят на вооружение с емкостью в 63 патрона, в частях старались зарядить 60 патронов: слабые пружины (в СССР тех лет были большие проблемы с пружинной сталью, да вообще с качественными сталями, что часто ограничивало творческую мысль оружейников и сбивало на взлете хотелки военных). Перезарядка магазинов быстрая и удобная, даже удобнее чем на пехотном варианте. В этом отношении он не уступал немецкому МГ-15 с 75 патронным "троммельмагазином" (имевшим к тому же склонность к заеданию) и лишь незначительно уступал 96-100 патронным магазинам "Льюисов" и "Виккерс-К".



Несколько больший вес снаряженного магазина правда был недостатком. Но зато легок сам пулемет. Танковый вариант пулемета ДП - ДТ развивался параллельно с авиационным и вполне "прижился" на бронетехнике

Был вполне надежен, удобен , разворотлив. Имел достаточно оптимальный и оригинальный гильзосборник (прозвали его "кошелек", что бы гильзы не катались по кабине самолета.  Но имел один главный и неистребимый недостаток для авиационного пулемета - низкий темп стрельбы (600 в/мин, для сравнения Виккерс-К 950-1000 в/мин, немецкий MG-15 - 1100-1250 в/мин.). Положение чуть поправляла спаренная установка - ДА-2. Но ценой большего веса. А то и ставить ДВЕ турели там где можно было обойтись одной:



Бортовой залп "воздушного линкора 2-го класса"...

Поэтому с самого начала пулемет ДА считался весьма временным решением - уже Григорович на ТБ-5 и Туполев на МИ-3 пытались на подвижные стрелковые установки приспособить более скорострельные пулеметы - тот же ПВ-1 в варианте для турели. Да еще с ленточным питанием - что повышало не только техническую но и боевую скорострельность.

Попыткой модернизации стал пулемет ДАС созданный Дегтяревым и Шпагиным. Но этому образцу не повезло - конкурировать ему пришлось уже с вундерваффе начала 1930х "чудо пулеметом" Шпитального. И несмотря на то, что ДАС весьма достойно прошел испытания, магия цифр - 1800 выстрелов в минуту у Шпитального против 1200 у Дегтярева и Шпагина четко определила кто будет победителем в гонке.

Несмотря на это пулеметы ДА (выпущено  до 1932 года 12914 штук одиночных, и до 1935 г  16040 штук "спарок" ДА-2) прошел череду войн и конфликтов 1930х и Великую Отечественную без особых нареканий. Надежность пулемета показанная еще прототипом (40000 выстрелов с 0,6% задержек) часто была важнее скорострельности. Благо нашли себя пулеметы ДА уже через годы после окончания выпуска как вооружение легких ночных бомбардировщиков У-2, для которых этот легкий и компактный пулемет на шкворне часто оставался "последней надеждой" экипажа. Повоевали выпущенные с "большим запасом" пулеметы и в различных сухопутных зенитных пулеметных установках (куда очень хорошо шла 23,5 килограммовая "спарка").



Но велик был соблазн заменить эти два пулемета на единый авиационный пулемет - и в начале 1930х борьба за создание такого образца в СССР начинается. На сцену выходит Шпитальный...

Об сем далее...

авиационное вооружение, Люди, железки, Книги, XX век

Previous post Next post
Up