#Катерина_Михална_плохого_не_посоветует
"Первая завершенная редакция романа "Война и мир"", серия "Литературное наследство", т 94.
Еще одни увлекательные черновики, и тоже от Катерины Михалны.
https://www.youtube.com/watch?v=G3fzg5D-VgkОчень понравилось! Гораздо больше, чем окончательный вариант.
Людям, ушибленным Японией, гораздо симпатичнее что-то коряво-неотделанно-ассиметричное, ну вот это именно такой текст, читала с интересом.
Все остались живы - и князь Андрей, и Петя.
Нет идеологии, "дубин народной войны", рассуждений об истории со всеми этими капельками-муравьями, эпилога с Наташей-самкой. Неуклюжие, но занимательные картинки из дворянской жизни.
Основные ключевые эпизоды романа уже имеются, но в целом "Мир" гораздо обширнее чем "Война", и намного подробнее описан, чем в окончательном варианте, где многое безжалостно порезано. Такое чувство, что в итоге сезон сериала впихнули в полуторачасовой фильм...
Николай посимпатичней, больше показан его внутренний мир, больше эпизодов в армии. Есть сцена "падения" и угрызений совести перед Соней.
Пьер сразу увлекается тринадцатилетней Наташей, поражен ее прелестью и голосом, всем о ней рассказывает и хвалит.
Больше внимания уделено Долохову, это практически один из главных героев, тоже симпатичный автору. Дана его подробная биография, в действии он тоже принимает более активное участие. Теперь понятно, а то в финальном варианте он с таким значением и ярко вводится...но оказывается эпизодическим персонажем. Соню он сначала напористо соблазняет, потом даже готов на женитьбу.
Про деятельность князя Андрея со Сперанским больше написано, про масонов и Пьера тоже, и намного больше встреч Андрея и Пьера, их разговоров.
Вечерние встречи на кровати с маменькой Наташа называет "конференциями", а князю Андрею периодически приходят "дубовые мысли" (о встрече с дубом).)))
Наташа еще более тщеславная СДВГшница, чем в окончательном варианте хотя куда уж больше...
Ей посвящены десятки страниц!!! Да уж, только Лев Николаевич мог так восхищаться внутренним миром Лидии Беннет или Ольги Лариной.
Показана ее практическая хватка во всей красе: Наташе надо быть первой во всем и пленить каждого встреченного мужчину. Видимо, картина получилась такая неприглядная, что Толстой срочно многое повычеркивал и нагнал поэтичности.
Первая встреча с князем Андреем - это вовсе не мечтательные попевушки и полетушки у окна, а расчетливое привлечение внимания, прямо сцена из "Короны" (знакомство Чарльза и Дианы). Андрей с ее родителями чинно сидят в гостиной, а Наташа в мужском маскарадном костюме лезет в окно, крича, что она "защепилась", потом "смущается" и убегает.
Мне ооочень нравится, как трезво описан роман Наташи и Андрея! При всех эмоциях и поэтичности это вовсе не неземная образцовая любовь. Со стороны Наташи - соображения о том, что пора "приземлиться", а князь Андрей человек из высшего света и очень ей подходит. Кстати, после переезда в Петербург она мгновенно улавливает то самое "комильфо", которого несчастный Пушкин добивался от Натали - и в туалете, и в ее поведении ничего не остается от московской барышни.
Князя Андрея привлекает чистота и невинность Наташи - мол, она никого никогда не любила, кроме своей куклы, музыки и полетов. То что эта очаровательная девочка уже сменила десяток любовей, ему в голову не приходит. Абсолютно убедительными становятся и его жестокий отказ после побега Наташи, и их легкое расставание без мучений.
В этом варианте Наташу от Анатоля решительно спасает только Соня! Которая втайне пишет письмо Пьеру. В романе же похищение предотвращает Ахросимова, а роль Сони довольно жалкая.
Но вообще про Соню, к сожалению, мало, разумные девушки Толстому неинтересны.
Князь Андрей после выздоровления от раны в финале с ней беседует, убеждает, что Николай любит его сестру, и надо бы потесниться. А он, в свою очередь, откажется от Наташи в пользу Пьера.
Тут мне не хватает фразы: "Это будут две прекрасные пары, все четверо такие эмоционально-интуитивные, в каждой паре кто-то один духовный, но ни у кого из них мозгов нет. А у нас с вами они есть, так что давайте выходите за меня".
Надеюсь, кто-то когда-нибудь снимет сериал и по этому варианту.