Сначала было весело потом спустился "сплин"
Аквариум
предыдушая серия Так на чем я остановилась? Ах да, мы вышли из бухты и бодро пошли на юговосток - идея была идти навстречу ожидаемой смене ветра и заодно поймать East Australian Current - 2-4 попутных узла - это не шутки, а несколько выигранных часов.
Я, как вцепилась в tiller, так его и не отпускала.
Лирическое отступление: это первая лодка, где я пользуюсь tiller'ом, а не штурвалом (ок, 48 часов на emergency tiller на Arctos в 2014 - не в счет). Что у меня мозг вскипает от того, в какую сторону рулить - это полбеды. То, что рукоятка удлиннителя дурацкая и от нее болит запястье - ерунда, надо просто рукоятку поменять. Но вот что делать с тем фактом, что часа через 2-3 начинает отваливаться шея, потому что при рулежке ты сидишь боком и смотришь не вперед, а в сторону? (Про вариант "включить автопилот" я знаю, спасибо).
Ветер усиливался, море становилось все более...какой термин используется в русском для описания confusing sea state? Короче, колбасило знатно! Ближе к вечеру пришел идеальный squall - порывы, дождь стеной и ничего не видно. Запустили автопилот (поскольку обьяснить Джейсону шутку про Пушкина я бы не смогла, он назвал наш автопилот Евой, так что у меня теперь шизофренический автопилот с двумя личностями).
Два раза в день у нас radio skeds - перекличка по радио. Сообщаем в центр свои координаты. Если вы хотите спросить, нафига - при наличии Yellow Brick - то у меня есть ответ. Во-первых, это красиво (с). В смысле, это приятная традиция, которая структурирует день. Кроме того, как оказалось, очень приятно услышать живых людей по радио, и узнать кто где и как. А если кто еще и широту, скажем, с долготой перепутает - то и развлечение. Наконец, Yellow Brick и с Летучего Голландца будет координаты передавать (наверное) - что не означает наличие живой команды.
В общем, пошла я в 6:30 вечера вниз, к HF радио, где меня ждал приятный сюрприз от оргкомитета. Раньше как было? Сначала судно сопровождения (JBW) вызывает все яхты по очереди, а потом передает прогноз погоды. В итоге первые сеансы - когда яхт еще много - затягивался часа на полтора. Полтора часа внизу в качку в темноте. Три килограмма имбиря как минимум. А в этот раз эти зайчики учли наличие two-handers. В итоге сначала передали прогноз только для нас, потом устроили быструю - нас всего-то 17 - перекличку two-handers - и мы свободны! 10 минут на все про все. Укачало, но не сильно.
- Представляешь, одна яхта из нашего дивизиона даже на старт не вышла...
- А я про них слышал - там девочка с мальчиком, и они прям перед гонкой решили развестись.
- Ну хорошо, развестись так развестись. Но разве это повод не гоняться??
К этому моменту уже дуло за 35 (Джейсон говорит, что видел 45, но я была внизу и все пропустила). В одну из тренировок я получила море удовольствия от такой погоды - шла бы и не останавливалась, переваливаясь с волны на волну, чистая радость. Сейчас же, из-за сильного ветра против сильного течения, на море творился хаос. И если я еще пыталась с волн соскальзывать, то Ева особенно не церемонилась, то и дело роняя нас с волн.
С наступлением темноты у нас пропал GPS и AIS (после - не значит вследствие). Я пошла вниз разбираться - но хватило меня примерно на три с половиной минуты, несмотря на то, что таблетками я была накачана по уши. Главным спасением на следующие 24 часа стали
волшебные пакетики - бумажные (можно скинуть за борт), внутри впитывающий гель (поглощающий жидкость) - короче, никакого сравнения с ведрами!
Так что с 10 утра 26ого, когда мы вышли из CYCA, до 10 вечера 27ого, когда ветер стих, а мору успокоилось, я спускалась вниз 4 раза: 3 раза по 10 минут для radio skeds, и один раз в неудачной попытке починить AIS. И вот что я вам скажу - говорить по рации, когда тебя одновременно выворачивает наизнанку при пустом желудке - не самый лучший, но, видимо, необходимый опыт моей жизни. По сути - это как похмелье. Сжимаешь зубы и ждешь, когда пройдет.
Со второго (утреннего) radio sked я выползла в состоянии шока.
- Джейс, они отваливаются один за одним! Нас осталось 10 из 17. Так что, даже если придем последние - всегда сможем сказать, что все, кого мы должны были бы обогнать, просто сошли с дистанции!
Помнится, когда в 2015 с дистанции сошло 25 лодок из 75, всем казалось, что это очень много. В этот раз, кажется, сошло 38 из 88. В нашем дивизионе финишировало 10, сошло 7, а в fully crewed - финишировало 40, сошло 31. Большинство не перенесло первую ночь. В целом, конечно, это состояние лодки и чистая удача - мне кажется, как бы ты за ней не следил, всегда найдется, чему отвалиться. Как говорят некоторые - если ты ничего не сломал, значит ты недостаточно агрессивно гонялся.
Порадовала меня услышанная позднее в Хобарте история White Noise: они разбили барберхолером иллюминатор, повернули обратно. Пришли в Сидней в 5 утра и при заходе в марину оказалось, что еще перед стартом (!!!) они намотали на винт сумку от паруса..И при попытке включить задний ход мотор заглох. "И вот" - рассказывали они - "стоим мы по диагонали в марине, упиряясь и кормой, и носом в другие лодки - и никого нет нам помочь".
Нам, впрочем, повезло. Спасибо прежним владельцам, содержавшим Flat White в прекрасном состоянии - ничего не сломалось, и мы продолжали подпрыгивать и перекатываться (а я продолжала изводить волшебные пакетики при каждой попытке пойти вниз).
Вообще, конечно, это не сколько про матчасть, сколько про людей. При одной и той же поломке решение может быть разным - одно дело потерять forestay, когда тебя швыряет с волны на волну, темно и 40 узлов в лицо, а другое - когда ты комфортно серфишь по ветру (ностальгически вздыхает,
вспоминает 2014 год). Так что я прекрасно понимаю, как хотелось сказать "да ну его все нахрен" в первую ночь.
Уже потом, в Хобарте, передо мной открылась прямо-таки бездна...
- Ну ты вообще железная - уважительно сказал Джейсон, пододвигая ко мне пиво. - Стиснула зубы, и идет себе навстречу ветру. 10 часов. 20 часов.
- Э...А что, были вообще варианты? - изумилась я.
- Ну были, конечно...Можно же курс поменять, пойти чуть в сторону, но более комфортно....
Мне реально потребовалось нескольком минут, чтобы подобрать адекватные английские выражения.
- Это...как...в сторону? Что значит "комфортно"? Мы, как мне казалось, гонялись. Гонялись - значит в приоритете скорость продвижения к финишу. Комфорт - кто вообще говорит про комфорт? Комфорт вообще не то что не приоритетен, слова такого в словаре нет. Ты о чем вооюбще?
Так я узнала, что не все согласны жить под углом 45 градусов...
продолжение