§

Aug 18, 2014 11:41



«Жду, когда у нас начнут создавать положительные и желанные образы строителей, рабочих и инженеров. Рабочий класс - основа нормального развитого государства.

Главное - не вернуться к слащавой фальши позднесоветских плакатов, которые, главным образом, и поспособствовали тому, что сами рабочие стали считать свои профессии лоховскими, все кинулись работать посредниками и погрязли в карикатурном потреблении.

В Германии можно встретить интеллигентного укладчика плитки, у нас это какие-то бичи.»

Лебедев, с одной стороны, демонстрирует свою классовую буржуазную прозорливость: он понимает, что рабочие и прибавочная стоимость, которую они создают, это «основа развития» капиталистического государства, что оно перестанет функционировать, если перестанет наживаться на невозмещённом труде. С другой стороны, он показывает чисто идеалистическое отношение к вопросу: рабочие есть то, что о них говорят и показывают, при условии, что это показывают качественно. Капиталистические медиа рисуют рабочих как увлеченных и удовлетворенных своим делом профи, у которых море возможностей и отличное настроение, стало быть такие они и есть в капитализме. Хорошо исполненный образ - значит правдивый, гуру дизайна не придирается. А вот советские плакаты лгут, потому что они-де слащавы и фальшивы - рабочие им не верят и превращаются в свою противоположность. На деле же эти вопросы совершенства или несовершенства формы имеют мало отношения к действительному содержанию, настоящему положению дел рабочего класса при капитализме и социализме, точнее, они являются вторичными, производными от базиса.

Большая часть пролетариата, задействованного в мировом капиталистическом производстве, далеко не довольна своим положением. Поэтому рынок утихомиривает их и подкармливает несбыточными надеждами на счастливое обуржуазивание в будущем, в духе «открытого общества» или общества равных возможностей. Например, мечтами о накоплении в упорном труде небольшого частного капитальца на собственное дело. Они не хотят быть рабочими, для них такое положение постыдно и временно. Треть населения земли чувствует себя в этой системе отношений «лохами» и «неудачниками». И это не зависит от того, какой образ создаст для них рыночные медиа.

Гордятся своими рабочими специальности лишь представители немногочисленной в мире рабочей аристократии, с которыми буржуазия через повышенный уровень оплаты труда, общедоступные блага метрополии и некоторые социальные привилегии делится частью выручки от неоплаченного труда пролетариев с периферии. У таковых и культурный уровень повыше, ведь они живут как правило в капиталистическом центре и в материальном отношении (по отношению к производству) пролетариатом являются лишь на одну половину, а по образу сознания от буржуазии уже не отличаются в принципе. Им даже не нужно внушать, что рабочими быть хорошо - среда, условия жизни повышенной комфортности делают это во много раз эффективнее (впрочем, даже этого мало пролетариату метрополии, учитывая участившиеся в последнее время «зарплатные», экономистские забастовки).

При социализме же рабочий класс потребляет не меньше, чем в целом производит - так уж устроена эта производственная система. Причём это не обязательно складывается в сумму оплаты труда: через широкую сеть фондов общественного потребления, бесплатных «услуг»(которые правильнее считать неотъёмными правами), как образование и медицина, гарантий, льгот и всяческих компенсаций, он получает то, за что при капитализме всегда обязан платить. Если при этом он всё равно не хочет оставаться пролетариатом, то это уже, скорее, не от плохой жизни, а наоборот, от чересчур хорошей: те советские граждане, которые стыдились быть «лохами»и мечтали стать хозяевами жизни, в полной мере ощутили после реставрации капитализма, что такое жизнь от зарплаты до зарплаты. Теперь им действительно ничего не поможет почувствовать себя счастливыми, кроме качественно отрисованного медийной пропагандой образа самих себя.

общество, эксплуатация

Previous post
Up