Сначала отменили российский поезд, а потом китайский. Причина: падение пассажиропотока.
Это фотография 2009 года с виадука на станции Гродеково. Тогда российский поезд был шестивагонным. А в расцвет челночно-помогаечного бизнеса поезд состоял из 10-12 вагонов.
01
Китайский поезд обычно состоял из 6 вагонов, а два раза в неделю к нему цепляли два русских вагона из Хабаровска и Владивостока, которые шли в Харбин.
История этих двух поездов началась задолго до начала перестройки. Как известно, первоначально поезда из Санкт-Петербурга во Владивосток ходили не через Хабаровск, а через Харбин по так называемой Китайско-Восточной железной дороге. Станция Гродеково находилась на этом пути. Позже вдоль Амура была построена железная дорога, и путь из Европейской части России на юг Приморья стал полностью проходить по территории нашей страны. КВЖД отошла Китаю.
02
Китайцы её перешили с русской колеи 1524 мм на европейскую 1435 мм, однако пути той и другой ширины идут как в Суйфэньхэ, так и в Гродеково, позволяя подвижному составу обоих государств пересекать границу.
В советское время торговля между двумя странами продолжалась, хоть и вяло. Для обслуживания подвижного состава и работы с документами советским железнодорожникам приходилось ездить в Китай, а Китайским в СССР. Для перевозки персонала Китай и СССР сформировали два служебных поезда, которые курсировали между Суйфэньхэ и Гродеково. У китайцев поначалу это вообще была дрезина.
В 1989 году, когда были разрешены поездки за границу для всех, эти поезда получили огромную популярность у челноков, помогаек, да и просто шоп-туристов. Вагонов становилось всё больше и больше. Пик загруженности поездов приходился примерно на 2000-2004 годы. Потом пассажиропоток стал падать. В 2014 году поезда отменили.
Прокомментирую всё, что изображено на этой фотографии. Слева здание международного вокзала. Его построили где-то в 2000 году. Дальше за ним идёт старый вокзал 50-х годов постройки, сейчас соединённый с новым. На широком пути (1520 мм) у вокзала стоит российский поезд Гродеково - Суйфэньхэ. На следующем пути с двумя совмещёнными колеями (1520 и 1435 мм) стоит российский тепловоз 2ТЭ10М. Сюда же приходит китайский пассажирский поезд. Пассажирам с баулами приходится прыгать через рельсы. Потом идут три узких пути, дальше рамка, после которой все пути широкие.
03
Вид в другую сторону. Когда-то давным-давно в Гродеково ходили поезда из Владивостока, но я их не застал. Потом ходил пригородный состав из Уссурийска в Гродеково, подогнанный под расписание электрички во Владивосток. Было удобно пересесть из одного поезда в другой и добраться до сюда. Позже железная дорога объявила этот поезд не пригородным, а дальнего следования (всего 100 км), взвинтила цены на билеты в несколько раз и сделала неудобное расписание. Пассажиры перестали ездить на этом поезде, и его отменили. Ещё к этому поезду цепляли хабаровский и владивостокский вагоны, которые ехали до Уссурийска в составе "Океанов", привозили их в Гродеково. Здесь или в Гродеково II делали перестановку тележек с широких на узкие, меняли автосцепки и прицепляли их к китайскому поезду, который увозил их в Харбин.
04
Вид на грузовой парк станции Гродеково со Снеговой сопки. Генеральный груз в Китай - лес-кругляк. Обратно идут порожняки. Станция каждый год увеличивала грузооборот на миллион тонн, составы удлинялись, и чтобы их таскать, сюда пригнали трёхсекционные тепловозы 3ТЭ10М.
05
Ещё 3ТЭ10М у тепловозного депо.
06
В кустах притаился маневровый ТЭМ2К.
07
Служебная автомотриса АС1, тепловоз 2ТЭ10В, за ним 3ТЭ10М.
08
Привокзальная площадь. В центре кадра вокзал 50-х.
09
Так выглядит совмещённый путь узкой и широкой колеи идущий из России в Китай. (перегон Гродеково I - Сосновая Падь)
10
А это уже Суйфэньхэ. Там над железной дорогой построили вантовый мост, с которого можно наблюдать за поездами.
11
Кликабельная панорама. Слева узкие пути для китайских пассажирских поездов, справа от перрона широкие пути. Там же можно разглядеть российский пассажирский поезд Суйфэньхэ - Гродеково. Фото сделано в конце 2012. Поезд был уже трёхвагонным. А дальше грузовые составы, которые везут в Китай русский лес.
12
13
Обратите внимание на количество розеток у китайского пассажирского поезда. Все вагоны запитаны от локомотива, поэтому внутри есть электричество, работает кондиционер, играет музыка.
14
Старый состав, а за ним город с новыми высотками.
15
Были планы у администрации Приморья пустить прямой поезд Владивосток - Суйфэньхэ с проходом пограничных формальностей прямо в пути следования, но железная дорога выставила такие тарифы, что ничего не получилось. Теперь в Суйфэнэхэ можно добраться только автобусом.