Что можно сделать с омским "метро-призраком"

Feb 10, 2014 13:13

Буквально на днях узнали замечательную новость - для завершения строительства пускового участка первой линии омского метро (это который 6.9 км. в длину и из 4 станций) "Библиотека им. Пушкина" - "Соборная" понадобится не 16 миллиардов, которые озвучивались ранее, а все 24.

За счёт чего проект мог подорожать аж на 50 процентов, пока не ясно. Но это ставит под вопрос целесообразность достройки этих пресловутых 7 километров даже для того, чтобы соединить их с трамваем. До этого казалось, что если не строить метродепо, длинные станции и последний участок "Кристалл" - "Соборная" прокладывать по земле, то можно сократить сумму достройки с 16 миллиардов где-то до 8. Сейчас же понятно, что даже при самом экономном варианте, эта сумма будет намного выше.

Так что невольно стали закрадываться мысли (которые появлялись и раньше) вообще законсервировать метро, как это сделали в прошлом году в Красноярске, и сосредоточиться исключительно на современной трамвайной системе. За одну только сумму подорожания достройки метро можно обложить трамваем весь город.

В одном из прошлых постов я предлагал перенять опыт Парижа в строительстве трамвая. Теперь давайте посмотрим, что они делают с неиспользуемыми участками метро.

Есть в Парижском метро так называемые "станций-призраки" - часть из них была закрыта много-много лет назад из-за очень низкого пассажиропотока, другая часть даже никогда не имела входа с улицы (сами платформы были построены, а дальнейшие работы были заморожены).

Сегодня они выглядят примерно так.



Например, станция "Арсенал", построенная в 1906-м году в 4-м округе Парижа, была закрыта в 1936-м и сегодня используется RATP (транспортным оператором Парижа) как отстойник, где тестируют всякое оборудование.

Другие станции время от времени используются в кинематографе в качестве декораций для фильмов или рекламы. Станция "Сен-Мартен" (на фото ниже), которую временно закрывали в период Второй мировой войны и совсем закрыли после освобождения Парижа из-за близости к другой станции, к примеру, совсем недавно использовалась Ридли Скоттом в его "Прометее".



"Красный крест" недолго использовалась как пространство для выставки в 2007 году.



"Порт де Лила" используется чаще - в основном для съёмок рекламы.



Всего таких станций в Париже восемь: Аресенал, Сен Мартен, Красный крест, Порт де Лила, Порт Молитор, Аксо, Марсово поле и Мартен Надо. Вот про них даже ролик есть (там правда всё по-французски, но посмотреть стоит хотя бы из-за Дюка Эллингтона).



(кликабельно)

У них сейчас на носу мэрские выборы, и одна из кандидатов - Натали Косцюшко-Моризе - как раз обратила внимание на "станции-призраки". Она не прислушалась к известной песне из "Охотников за приведениями", и решила избавиться от призраков немного по-другому - регенерацией заброшенных пространств и привлечением туда людей. Как раз недавно она опубликовала первые наброски того, как это можно сделать.

Предложения довольно смелые. Вот, к примеру, бассейн.


Или кафе (в Омске вроде бы МакДональдс себе место подыскивал)


Или клуб. "Клуб "Подземка" неплохо ведь звучит!


Это, видимо, какая-то галлерея.


Станция метро может превратиться даже в театр! (наверняка там неплохая акустика)


На одних только станциях Косцюшко-Моризе останавливаться не собирается - в её планах также оживить заброшенную с 1934 года городскую железную дорогу. А что можно сделать с железной дорогой мы знаем на примере парка Хай Лайн, ставшего одним из самых посещаемых мест в Нью Йорке.

Но если в Париже "станции-призраки", то в Омске "метро-призрак", строящееся, как недавно напомнил Эдуард Сафронов, уже 28 лет (что является мировым рекордом).

Сейчас у нас есть построенная 108-метровая станция "Библиотека им. Пушкина", несколько тоннелей, и начатые станции "Заречная"


и "Кристалл". Именно на их строительстве "Мостовик" должен сосредоточиться в этом году.


Повторюсь, озвученные 24 миллиарда на достройку как-то резко поставили под сомнение целесообразность всего этого дела. По сути этой цифрой подписан окончательный приговор омскому метро именно как метро.

Если властям сейчас удастся найти сверхэкономный (в районе 8 миллиардов) вариант достройки первого участка для соединения с трамваем, то будет отлично.

Если же они решат потратить деньги более рациональным образом, вложив их в трамвай, а метро - законсервировать лет эдак на 10, то вот им на примере Парижа идея очень интересного инвестиционного проекта. По опыту Красноярска, на консервацию целой ветки нужно около миллиарда рублей. Но вместо того, чтобы просто засыпать станции песком, можно ведь провести, так сказать, "активную консервацию" и превратить их в крутое общественное пространство, которое сможет и деньги приносить, а не только съедать.

Наше "метро-призрак" действительно стало одной из визитных карточек города. И если не удастся использовать его по назначению, то проектом наподобие парижского или ньюйоркского можно вместо депрессивно-насмешливого придать ему статус самого популярного места в Омске.

Такие дела.

Все фото в этом посте взяты отсюда, отсюда и у Игоря Федорова.

UPD: вообще предложения Косцюшко-Моризе заинтересовали многих и быстро разошлись по энторнетам, в том числе и по омским - вот здесь вчера кратко писали о них, но я это, к сожалению, увидел уже после публикации поста.

консервация, Париж, трамвай, метро

Previous post Next post
Up