Благодаря нашей невероятно послушной и в общем выносливой девочке мы смогли за четыре дня выполнить, наверно, всю стандартную культурную программу, которую люди обычно проделывают в Вашингтоне.
Погода вела себя хуже девочки, так что нам выдался только один солнечный (и жаркий) день, а дальше зарядили дожди разной интенсивности. Ходили мы немножко, как французы под Москвой, надев все лучшее, сразу, потому что хоть куртки я и взяла, но рассчитывала все-таки на +25, а было +18. Что непривычно, так это полнейшая недостоверность любых прогнозов погоды в Вашингтоне за пределами одних суток. Поэтому окончательные решения, куда мы идем, мы принимали проснувшись утром.
В первый день мы обошли National Mall - огромный мемориальный комплекс.
Мемориал Вашингтона - главная доминанта комплекса, которая видна почти из любой точки.
Мемориал Джефферсона невероятно прекрасен и своей ротондой, и своими цитатами из самого Джефферсона, в своих высказываниях опередившего время как минимум на пару веков. Стране повезло с отцами-основателями.
До Белого дома мы не дошли - фотографировала издалека. А купол Капитолия снаружи и внутри находится на реконструкции. Да и над Белым домом высится башенный кран (но он дальше, конечно).
Весь мемориальный комплекс выполнен, конечно, с известно долей мегаломании и полным осознанием собственного величия. И по всему центру орлы, орлы, орлы…
Находившись и наездившись в экскурсионных автобусах по центру, мы после обеда пошли в первый авиакосмический музей Смитсоновского института (где переждали первый предсказанный ливень, к слову).
Там, конечно, захватывает дух - в первую очередь от невероятного технологического рывка, проделанного человечеством в последнюю сотню лет. Всего за какие-то сто лет летательные аппараты из палок и говна превратились в космические корабли и сверхзвуковые самолеты. Я там и в другом авиакосмическом музее, где мы были в последний день, все время думала о том, что люди, говорящие, что будущее человечество будут определять социальные и гуманитарные науки, наверно, просто никогда не были в хорошем техническом музее. Все эти прекрасные гуманитарные профессии во многом просто нужны для того, чтобы занимать всю высвободившуюся благодаря возросшей производительности труда рабочую силу, которая не может по разным причинам создавать новые технологии. А вот будущее будут определять те, кто может.
Века ушли у человечества на то, чтобы спозиционироваться на местности при помощи часов и звезд. И потом веками так и перемещались. А теперь GPS. Интернет. Спутники. Связь. Во многом спасибо, конечно, за это холодной войне и противостоянию с СССР, побочным продуктом которого это все стало. И именно в техническом музее особенно поражаешься тому масштабу изменений, которые произошли всего за одну человеческую жизнь, например моей мамы: она родилась в 1942 году, когда телефон был еще редким явлением и даже радиоприемник не у каждой семьи. А сейчас мы регулярно общаемся по видеосвязи (я сама помню время, когда сама идея видеосвязи подавалась как футуристический элемент в фильме «Вспомнить все»). И ежедневно обмениваемся записочками через океан. И поразительно даже не это - поразительно, что это стало обыденностью и как быстро в масштабах в принципе довольно короткой человеческой жизни это стало обыденностью.
Из менее философского в музее удивил какой-то совсем маленький размер космических аппаратов. Вот Союз-Аполлон:
А вот лунный модуль (не тот, который садился на Луну, а его дубль - во многих случаях космических аппаратов было по нескольку экземпляров для апробации и тренировок).
А этот летающий чайник - Space ShipOne, первый построенный на частные средства космический корабль, который слетал в космос и вернулся обратно в 2004 году.