Похоже, это один из тех снимков, которые можно случайно сделать в отпуске в плохую погоду. "Рейн II" Андреаса Гурски - не та фотография, к которой мы сразу чувствуем симпатию. При первом просмотре она кажется пресной, скучной и даже депрессивной. И вы можете спросить себя, из-за чего весь сыр-бор. Почему кто-то решил заплатить за нее 4 миллиона долларов в 2011 году, что сделало ее самой дорогой фотографией, проданной на тот момент? Взглянем на нее вместе еще раз и посмотрим, изменится ли наше восприятие.
Фотограф.
Андреас Гурски родился в 1955 году в Лейпциге, но к 1957 году его родители переехали в Дюссельдорф, и именно здесь Гурски поступил в Художественную академию. Там у него была возможность учиться у Берндта и Хиллы Бехер, известных своими фотографиями водонапорных башен. Их систематический подход к фотографии, одержимость одной точкой обзора и научный подход оказали на него огромное влияние. К 1990-м годам Гурски создал свой собственный стиль. Он сохранил некоторые черты стиля Бехеров, но также использовал цвет и цифровую обработку своих изображений. Его цель - не документирование в чистом виде, а создание или воссоздание идеала, который он рисует в своем воображении. Он часто исследует крупномасштабные изображения и повторение множества мелких элементов, а также закономерности, которые они создают при нарушении масштаба.
Река.
Рейн - одна из крупнейших рек Европы. Со времен Римской империи он был “рабочей рекой”, имевшей большое значение для транспортировки товаров как вглубь страны, так и в морские порты. Роль Рейна не изменилась; он по-прежнему является одним из важнейших транспортных путей в Европе. Из-за этого почти на всем протяжении реки интенсивно развивается промышленность. Свободное течение реки запрещено, и оно постоянно оптимизируется для нужд человека.
Рейн также имеет большое значение в немецкой культуре. Его часто называют Фатер Рейн, рекой-прародительницей земли. Он широко фигурирует в сказках, фольклоре и даже в творчестве Вагнера. Художники-романтики, такие как Каспар Давид Фридрих и Йозеф Антон Кох, черпали вдохновение в извилистой реке и ее истории. Но влияние Рейна не прекратилось и в конце эпохи романтизма. Оно по-прежнему присутствует в творчестве Ансельма Кифера и Герхарда Рихтера. Гурски живет в Дюссельдорфе, городе, построенном на слиянии рек Рейн и Дюссель, поэтому для него, как и для многих его исторических предшественников, Рейн имеет почти тотемное значение.
Фотография.
Давайте начнем с чисто физической стороны вопроса. Рейн II - это гравюра, выполненная на оргстекле, размером 3500 х 2000 мм. Было изготовлено всего шесть гравюр, четыре из которых находятся в музеях (Музей современного искусства в Нью-Йорке, Тейт Модерн в Лондоне, Пинакотека Модерн в Мюнхене и Гленстоун в Потомаке), что частично оправдывает цену. Это часть серии из шести фотографий Рейна, остальные представляют собой гравюры меньшего размера.
Композиция снимка противоречит правилам, традиционно применяемым в фотографии. Фотографам-любителям советуют любой ценой избегать наличия горизонта прямо посередине. Затем мы видим полоски травы, реку и тропинку. Чем дольше мы смотрим на горизонтальные цветные полосы, тем более абстрактными они становятся. Чередующиеся оттенки серого и зеленого с различными текстурами не вписываются в общий ландшафт. На экране трудно представить всю силу отпечатка, но имейте в виду его масштаб. Вас встречает фотография, которая больше вас во всех смыслах.
Это, по-видимому, естественный ландшафт. Мы не видим почти никаких признаков вмешательства человека, только лестница слева на заднем плане и дорожка. И все же, все это кажется искусственным; ни один природный ландшафт никогда не следовал бы таким прямым линиям, это просто не органично. Интересно, что все другие признаки человеческого существования, такие как беговые дорожки и промышленные здания на заднем плане, были удалены из кадра. И все же есть глубокое ощущение того, что река связана и контролируется деятельностью человека. Гурски хотел показать нам ту картину, которая была у него в голове, платонический идеал, по его собственным словам: “Меня интересовал не необычный, возможно, живописный вид на Рейн, а наиболее современный из возможных видов на него. Как ни парадоксально, этот вид Рейна невозможно получить на месте; для получения точного изображения современной реки потребовалась фиктивная конструкция”.
Послание.
На первый взгляд, идея ясна: взаимоотношения человека с природой, образ, который так часто используется в романтизме. И все же это переосмысление старого клише, где природа жестока, а люди ничтожны перед ее лицом. Природа подчинена, и люди контролируют ее, даже если их не видно. Это говорит о дистанции, которую промышленность создала между нами и природой, контроль делает близость невозможной. Вот почему картина кажется такой холодной.
Однако поверхность реки по-прежнему неуправляема, напоминая нам, что мы не можем контролировать все. На самом деле идея здесь довольно проста, и ее часто воспринимали как обвинение. С другой стороны, вы можете сказать, что она превосходно передана, вплоть до самой сути.
Горизонтальные линии создают ощущение спокойствия и безмятежности. С этой фотографией можно медитировать, медленно проводя глазами по горизонтальным линиям слева направо, только чтобы изменить направление и начать перескакивать с одной цветовой полосы на другую сверху вниз и обратно.
Это картина, в которой можно потеряться, но в то же время она непривлекательна. Фотография бросает нам вызов: посмотрим, отвлечемся ли мы от нее, выберем ли более легкий путь поиска чего-то более привлекательного, на что можно было бы обратить свой взор. Решим ли мы взять на себя ответственность за то, что мы сделали с природой, или сделаем вид, что ничего не произошло? Или, может быть, человек испытывает чувство гордости за то, что смог подчинить себе такую мощную реку, Рейн?
Подписывайтесь на мой блог в Дзене, потому что в ЖЖ дальше смысла писать не вижу
dzen.ru