Сталкиваясь с последователями о. Даниила Сысоева в интернет-баталиях, я обнаружил, что наиболее оголтелые из них (типа Виктора Куприянчука, выступашего под ником Пан Прухницкий, или Андрея Дамера (настоящая фамилия Степанов)) вообще отрицают национальность как таковую. «Мы по национальности - христиане!» - заявляли они. Можно, конечно, списать это на то, что они попросту довели до абсурда учение уранополитизма, но это не совсем так. Даже совсем не так. У о. Даниила Сысоева можно встретить то же самое.
В статье «Либерализм и небесное гражданство» о.Даниил писал :
«Там, где Христос - наше единственное Отечество (и тут мы являемся истинными патриотами), Его народ - наш единственный Народ - Церковь (и в этом смысле мы истинные националисты)…»
http://uranopolit.ru/uranopolitizm/15-stat-i-sovremennye/50-o-daniil-liberalizm Если кто-то подумает, что не следует сие понимать буквально, то он ошибется. Потому что еще более откровенно о. Даниил высказался в комментарии к статье «На чью точку зрения надо ориентироваться?»: «Отождествления себя с членами своей нации для христианина вообще странно. Он - член новой нации Христа, которая включает в себя представителей всех народов. Христиане - вообще новые люди, новый вид живых существ, иной по отношению к обычным землянам. Именно эту инаковость я яростно и отстаиваю» (
https://pr-daniil.livejournal.com/40420.html?thread=739044#t739044 комм. К ст. На чью точку зрения надо ориентироваться?)
Это очень важный пункт учения о. Даниила и я хотел бы, чтобы богословы, специализирующиеся по экклеззиологии (учении о Церкви) дали ему правильную оценку. Ведь христианство - не национальность. Христиан именуют народом Божиим, который во главе с Христом составляет Церковь. Но это совсем не тот народ, каковыми являются русский или еврейский народы.
У наших святых можно легко найти тексты, в которых они все же себя отождествляют с национальностями (русской, греческой, сербской). Лучше всего на это ответил свмч. Михаил Чельцов:
«Царствие Божие едино; но это не единство монотонности и простой нивелировки всех, а единство разнообразия народных личностей. В Церкви Божией, действительно, нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, т.е. нет различения по племенам и разным цензам; но иудей, как и эллин, в ней так и остаются с их принадлежностью к известному народу, с их работой в известной области человеческой культуры и просвещения, с их национальными особенностями.
Церковь христианская, хотя и не знает временных и случайных человеческих перегородок, но оставляет за каждым его законное право быть личностью с ее отличительными духовно-нравственными особенностями. И Христос Спаситель, призывая все народы в Царствие Свое, ни от кого не требовал перестать быть членом своего отечества и сделаться евреем или греком или каким-либо отвлеченным общечеловеком». (Христианское миросозерцание.
Христианство и жизнь//Патриотизм и христианская любовь ко всем//Патриотизм и им определяемая любовь ко всем //
https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltsov/khristianskoe-mirosozertsanie-khristianstvo-i-zhizn/4_5)