Год назад я написал статью на РНЛ -
Могут ли миряне обличать епископов? https://ruskline.ru/news_rl/2020/01/20/mogut_li_miryane_oblichat_episkopov_Как я понял, большинство моих знакомых приняло эту статью положительно. Один, правда в ВК со мной расфендился, наговорил мне кучу любезностей, назвав навальнистом и внес в черный список.
Надо сказать, я в данной статье против "православного паписта" (и цезаропаписта по совместительству, кстати) о. Алексия Чаплина защищал не только свои убеждения (их я высказал), но, по сути, и свое сосбственное повдение. Ведь и я "согрешил" обличением епископов. Правда не по причине неких скандалов типа того, что произошел в Валуйской епархии (о нем нам рассказывает к примеру о. Георгий Максимов
https://www.youtube.com/watch?v=MOrDfbeDGe4, за что ему, о. Максимову, - респект).
Я осуждал (несколько ранее) некоторых украинских владык в связи с известными политическими событиями (кое-кт из них слишком переусердствовал в своей преданности новой власти). Есть Апостольское Правило 55: "Аще кто из клира досадит епископу: да будет извержен. "Князю бо людей твоих да не речеши зла" (Деян.23:5)".
Ну, к клиру я не отношусь, я мирянин. Можно сказать, что я отношусь к причту (есть подобное же правило относительно причетчиков, досаждающим священникам и диаконам), но, хотя я выполняю функции псаломщика, посвящения я не имею. И все же не уверен, что с т.з. любителей канонов я не подлежу никаким прещениям.
Не досадил ли я митр. Александру Драбинко, назвав в своей статье ("Апология сервилизма вместо защиты Православия. О протодиаконе Андрее Кураеве, украинских иерархах и киевской хунте" --
http://www.blagogon.ru/digest/537/) его стихотворение о "Небесной сотне" бездарнейшим графоманством? Нет, я понимаю, что "выражение «досадить», употребленное в 55-м правиле Святых Апостол следует понимать не в современном значении «причинить досаду», но в значении «оскорбить», «хулить», «клеветать», «браниться». Решение Общецерковного по делу № 02-02-2010 Решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви от 17 ноября 2010 года". Но ведь понятие "оскорбление" весьма расплывчато. Может, митрополит Александр, если бы прочел мою статью, сильно бы оскорбился за столь нелестную оценку его литературного таланта. Сейчас сей владыка, правда, не в нашей Церкви, перебежал в ПЦУ, но тогда ведь был нашим!
С одним из "оскорбленных" мною украинских иерархов я даже имел телефонный разговор - я имею в виду митр. Августина (Маркевича), главой Синодального отдела УПЦ МП по взаимодействию с вооруженными силами Украины. Разговор сей был связан с моей статьей
http://www.blagogon.ru/digest/500/ .
Через своих людей в соцсетях владыка вышел на меня и позвонил. Очевидно, он сильно преувеличил значение моей статьи, да и меня как публициста (он обещал мне позвонить еще раз, но больше не звонил, очевидно, осознав, что я слишком мелкая фигура).
Владыка сказал мне, что решил поговорить со мной потому, что по словам его знакомых (читай, приближенных), я единственный из авторов, кто избежал оскорблений. Что ж, говнюком и подонком я его не обзывал, да, страрался выражаться корректно. Но может быть, на самом деле я сильно обидел владыку своей обличительной статьей?
Разумеется, сам я нисколько не сомневаюсь в своей правоте. Но также считаю правыми тех, кто обличает церковных вельмож по другим поводам, вроде того, о котором говорит о. Георгий Максимов.