В прошедшем январе, несмотря на откровенно сложную ситуацию с поставками нефти, белорусские власти в публичном поле выглядели достаточно спокойно и излучали уверенность в том, что дефицита топлива не будет. После выхода цифр торгового баланса по итогам года от Белстата можно заключить, что за этой уверенностью стояла кропотливая подготовка к голодному сезону - о грядущем начале которого местная нефтянка очевидным образом прознала раньше прочих.
Как уже отметили некоторые комментаторы, концовка 2019 года выдалась для Беларуси не слишком удачной в плане сальдо внешнеторгового баланса. Быстрый взгляд на цифры показывает, что источником просадки был один-единственный торговый партнер - Россия.
Как видно на графике, на протяжении большей части года импорт из России в Беларусь был ниже либо на уровне предыдущего года -что объясняется снижением среднегодовой цены нефти (средняя цена закрытия бенчмарка Брент снизилась с 71.3$/баррель в 2018 до 64.3$ / баррель в 2019, более чем перекрыв рост цены конкретно российской нефти для РБ вследствие налогового маневра) и провалом нефтяного импорта в мае-июне на фоне хлоридного инцидента с «Дружбой». С ноября же импорт уходит в рост, несмотря на аномально высокие для сезона температуры, что позволяет сэкономить на объемах закупаемого газа. Прыжок же в декабре, как к ноябрю, так и к декабрю 2018, ничем не объяснить, кроме как максимальным затариванием нефтью всех хранилищ в преддверии новогоднего сюрприза (который, конечно, сюрпризом был только для широких масс). Численно импорт из России в декабре достиг 2.352 миллиарда долларов - как минимум в три предыдущих декабря он не превышал 2 миллиардов (возможно, не делал этого и ряд лет до этого - не было пока времени углубиться в данные). С учетом явно пониженных покупок газа в декабре, больше похожем по погоде на апрель, можно предположить, что дополнительно к текущему потреблению прикупили про запас целый месячный объем нефти (среднемесячные затраты на которую в январе-ноябре 2019-го составляли около 540 млн. долларов). Кажется вероятным, что именно этот резерв, а не спаситель Дядя Миша (он же Илон Маск) и братья-норвежцы, помог местным НПЗ протянуть январь в спокойном режиме.
На февраль, по-видимому, цистерн уже может не хватить. Ждем 7-го февраля и решения ВВП насчет возобновления поставок - ежели оно вдруг не состоится (что я считаю крайне маловероятным, но все же), начнутся по-настоящему веселые времена.