Оператор немецких железных дорог, компания DB, занимается и таким нетривиальным бизнесом как сдача велосипедов в аренду. Автоматические пункты проката расположены по всему городу, а работают на солнечных батареях.
День пользования железным конём обойдётся в 15 евро, а неделя в 60. Удобство в том, что велосипед не надо возвращать в определённое место, достаточно привязать его к какому-нибудь стационарному объекту и сообщить об этом (судя по описанию услуги на сайте, это делается при помощи установленного на велосипеде тачскрина). Велосипед также популярен в качестве средства совершения организованных экскурсий по городу. Количество велосипедных дорожек и прочей инфраструктуры позволяет совершать такие прогулки комфортно и безопасно. Вот, например, светофор для велосипедов.
Велосипедные дорожки где-то расположены на проезжей части, иногда даже в две полосы, со своими знаками, показывающими возможное направление движения.
Иногда бывают даже такие, понимаешь, загогулины.
Где-то велосипедные дорожки вымощены брусчаткой другого цвета на тротуарах. Ширина пешеходной и велосипедной частей при таком расположении примерно одинакова. А если тротуар сужается, тесниться приходится только пешеходам, а ширина велосипедной дорожки остаётся неизменной.
Если крутить педали лень, а красотищи посмотреть хочется, можно воспользоваться и классическим вариантом экскурсий - автобусные. Работают туристические автобусы по принципу hop on-hop off, то есть по ходу экскурсии можно выйти у любой достопримечательности, рассмотреть её в деталях, погулять, зайти вовнутрь и пересесть без дополнительной оплаты в следующий автобус. Однако, и на это у общественного транспорта есть ответ: автобусы маршрутов 100 и 200 следуют практически по тому же маршруту. Автобусы при этом такие же большие и двухэтажные - увидеть удастся всё и в подробностях.
Общение с берлинскими автобусами получилось коротким и не очень удачным. В одну сторону он опоздал почти на 40 минут при интервале в час, а в обратную на 10, но этого хватило, чтобы промокнуть под дождём. Вдали от центра расписание транспорта выглядит так (фрагмент).
В углу каждого такого листа напечатан QR-код со ссылкой на расписание и информацию о его изменениях. А ближе к центру города время, оставшееся до очередного автобуса или трамвая, показывает, как и в метро, электрическое табло. Трамвайное движение сохранилось преимущественно в восточной части Берлина. Большая часть трамваев - двухсторонние, то есть имеют кабины водителя на обоих концах состава, не нуждаясь, таким образом, в разворотных кольцах на конечных остановках. Самая свежая модель трамваев именуется
Flexity Berlin и были специально допилены производителем под нужды этого города.
Самая же старая модель - T57, бегающая по шестикилометровой исторической линии от станции электрички Рансдорф в местечко Вольтерсдорф. Хоть линия эта никак не соединена с основной системой, нумерация маршрутов здесь сохраняется - VBB присвоило вольтерсдорфскому трамваю номер 87. Здесь действуют обычные берлинские проездные, но есть и свои, действующие только на этом маршруте. Вагоны (которые, кстати, закончили проивзодить полвека назад) здесь тоже двухсторонние. Слегка модернизированные внутри с тех пор, конечно.
Сама линия одноколейная с разъездом в середине маршрута.
А вот ситуация с расписанием ещё печальнее, информацию можно найти только на разъезде и на конечных остановках. Хотя тут ситуация проста: почти весь день трамвай ходит с интервалом в 10 минут, а по выходным - раз в 20 минут. Первый вагон выходит из депо в начале пятого, а последний прибыват туда почти в час ночи, то есть кроме исторической ценности этот маршрут действительно помогает добираться по домам восьми тысячам людей, живущим вдоль его трассы. Ощущение, что все пассажиры знакомы друг с другом, не покидает на протяжении всей поездки. Пожилые немецкие фрау наверняка обсуждают внуков, урожай картошки и последние события в любимых сериалах. Водитель тоже всегда готов поболтать со знакомыми.
А сам Вольтерсдорф - одно из тех мест, где надо заканчивать свои дни. Тишайшее зелёное местечко с домами не выше двух этажей, озеро с аллеей и лавочками на набережной на одном берегу и газетным киоском и небольшой пивной на другом. Дополняет всё это разводной мост, который готовы открывать и прерывать таким образом автомобильное движение даже для маленькой моторной лодки. Продавался там и участок земли под строительство, но увы - цена не была указана.