Пару лет назад, когда младший сын еще ходил в детский сад, старший спросил меня: а почему бы тебе не заняться с Костиком семейным обучением? Признаться, я тогда сильно испугалась. Как? Ребенок не просто не будет ходить в школу, но еще и ответственность за его обучение ляжет на меня? А если я не справлюсь? А если что-то пойдет не так? А если… Словом, сплошные «если», за которыми, как я теперь понимаю, прежде всего именно боязнь этой ответственности.
И вот сейчас,
когда Костик пошел во 2 класс, я неожиданно для себя вернулась к этому вопросу. Нет, я не перестала бояться, и по-прежнему не совсем уверена, потяну ли. Но проснулся интерес к теме, а значит, как минимум, мне нужно эту тему изучить.
Первый год в школе, особенно начало, нам дался тяжело. Долгое привыкание к школьной жизни и ее правилам; обязательное раскрашивание в прописях, когда терпеть этого не можешь; буквы и цифры, которые совсем не хотят получаться… Брр. Начало первого класса не любим вспоминать ни я, ни сын. Потом да, втянулись, но ощущение бега по кругу, выполнения кучи однотипных элементарных и скучных заданий так и осталось.
В школе занимаются по программе Школа России - очень она слабенькая, на мой взгляд. Весь первый класс мы дома дополнительно занимались математикой по куче разных учебников и пособий. Но это - наше личное желание, а значит, сначала приходилось сделать обязательную домашку, которая, с учетом скорости письма в первом классе, съедала значительную часть времени. И интерес к дополнительному изучению школьных предметов постепенно угасал.
Возможно, стоит перевести ребенка в другую школу? Такой вариант я тоже рассматривала. Но все школы более-менее поблизости примерно одинаковы, а таскать с первого класса ребенка по общественному транспорту (машину я не вожу) мне не хочется.
Итак, что мы имеем? Активный любознательный ребенок, которому еще в саду советовали идти сразу во второй класс. (Но какой второй, когда он еще писАть не умел?) Увлекается историей, географией, легко запоминает кучу дат. Хорошо идет математика, но тут надо дополнительно заниматься. Легко пошел английский, но им тоже надо заниматься, конечно. Фанатеет от метро и поездов в целом, а также самолетов и прочего транспорта. В последнее время стал задаваться вопросом, а как же устроены дома изнутри? Совершенно не любит читать художественную литературу, только очень выборочно и под настроение. Зато взахлеб читает и перечитывает разные энциклопедии и подобные книги. Еще активно интересуется кулинарной темой. Считает учебу в школе скучной.
Что бы я хотела? Поддерживать интерес к учебе и получению новых знаний. Горящие глаза и увлеченность. Физическую активность и хорошее общее развитие. Умение общаться со сверстниками и качество такого общения (ребенок интроверт и пока не нашел себе друзей со схожими интересами, хотя приятели в школе появляются). Пожалуй, пока это основное.
Какие варианты вижу?
Первое: оставить все, как есть, по крайней мере до конца началки. Попутно заниматься дополнительно, что собственно, мы и делали. Ездить по музеям и прочим интересным местам для получения новых впечатлений и знаний - и так мы делаем, и уже давно. Дополнительно предлагать идеи для личных творческих проектов, а также вместе готовить, проводить опыты и прочее. Найти интересные кружки (рядом практически ничего нет, особенно из бесплатного) - как раз этим поиском сейчас и занимаемся. В общем, как я понимаю, это обычный путь многих родителей и их детей, которым легко дается учеба в школе. Но все дополнительное будет сильно зависеть от объема школьной рутины. Также может постепенно сформироваться уверенность, что обязательная учеба - это скучно и нудно, что это надо «перетерпеть». А всем интересным возможно заниматься только дополнительно, в свободное время. Не самый хороший настрой. Может со временем перекинуться и на отношение к «обязательной» работе.
Второе: искать другую школу и переходить в нее. Тут минусы могут остаться те же самые, куча ненужной домашки и прочей рутины все равно будет, просто добавится еще время, «убитое» в транспорте. Не уверена, что это самый лучший вариант. На что-то свое, дополнительное, будет оставаться еще меньше времени. Математика по Петерсон? Мы и так по ней дополнительно занимаемся.
Третье: переводить ребенка на семейное обучение. Плюсы и минусы этого варианта я пока не поняла. Этим и буду заниматься. Дала себе время до конца второго класса Костика изучить вопрос. Понимаю, что настроена несколько субъективно, но постараюсь честно разобраться. А также хочу в блоге проводить обзор и давать ссылки на разные ресурсы в помощь школьнику.