Израиль. Назарет.

Apr 17, 2013 16:49

Хотела сделать этот пост к определенной дате (что с учетом предпочтений празднования главного события этого города к юлианскому или григорианскому календарю непросто), но потом подумала и отказалась от этой затеи. Наверное, Назарет одно из самых неоднозначных мест в Израиле. Судите сами: это единственный (если гид не наврал) город в Израиле, где официально выходной день воскресенье, а не суббота. Назарет достаточно четко разделен на практически два города: Нижний (исторический) арабский и Верхний еврейский. Все знают, что именно в Назарете произошло Благовещение. А с этим полная неразбериха, что неудивительно, когда события двух течений одной религии происходят в месте, во время и с персонажами, относящимися к другой. Если время и герои истории известны, то с точным определением места действия возникают проблемы. И приверженцы разных версий построили церкви, посвященные этому событию, на разных местах.
Итак, сначала католическое место Благовещения. На этом месте христиане стали строить церкви с IV века, начиная с времени правления римского императора Константина. За непростые времена споров мусульман и христиан в Эрец Исраэле, церкви на этом месте разрушались и возводились вновь, пока в 1969 году не было построено современное здание Базилики Благовещения.


Здесь тоже не все просто. Внутри базилики на первом уровне находится грот Благовещения. Якобы там проживало святое семейство, и когда туда вернулась с рынка Мария, ей явился Гавриил с известием. Но рядом с базиликой есть церковь Св. Иосифа, которая якобы построена на месте мастерской Иосифа. Только у меня в голове немного не укладывается, почему Иосиф с многочисленной семьей (Мария и дети от первого брака) жили практически в пещере, а работал он один в большой мастерской. Кстати, тоже не могу понять, почему Иосифа все упорно называют плотником? Мастерская скорее характерна для столяра. А если он был все-таки столяром, то средства на дом должен был бы скопить. Все-таки столярное ремесло во все времена оплачивалось выше плотницкого. Так что где проживала Мария с Иосифом точно не известно. Хотя между предполагаемыми местами метров 200, не больше. Мы для себя приняли рабочую версию, что святое семейство жило все-таки там, где сейчас стоит церковь Св. Иосифа. Если походить по этой церкви и посмотреть на остатки предшествующего здания, то видно, что там вполне могла быть и жилая и рабочая половины. А грот благовещения?... Ну как во времена Константина находились христианские святыни можно не рассказывать.
На фасаде базилики надпись "Et verbum caro factum est. Et habitavit in nobis" - "И слово стало плотью и обитало с нами".


Выше - 4 евангелиста. Почему 4 - непонятно. В Новом Завете только Лука сообщает о Благовещении. Еще выше  - собственно виновники события: Мария и архангел Гавриил. Но архитектура базилики - не единственная интересная вещь здесь. Нам больше понравились иконы Девы Марии. Когда базилика была построена, католические общины стали присылать в дар иконы. Самые достойные (неизвестно по чьему мнению) нашли место внутри базилики, другие, чтобы не отправлять обратно дарителям, разместили во дворе церкви.
Ирландская Дева Мария.


Индонезийская


Китайская


Дева Мария, говорящая на эсперанто


Поляки как всегда решили выпендриться. "В благодарность от тысяч польских детей вызволенных из русского рабства и нацистского угнетения..."


Немцы решили уравнять права мужчин и женщин - Мария с сыном и дочерью


Марии из Вьетнама и Таиланда


Греческая Богородица. Вроде "Владимирская"?.. Интересно, почему эта икона не попала внутрь базилики?


Чешская Дева Мария. Мне вспомнилась сказка "Снежная королева"...


Испанская


Корейская


Когда мы были в базилике , на первом этаже у грота Благовещения начиналась служба, поэтому мы быстренько поднялись на второй этаж.
Алтарь.


Общий вид


Купол


Еще один подарок из Китая


И наконец мы подходим к шедеврам Базилики Благовещения.
3 место - Дева Марии канадская. Вы ее видите?


2 место - "Япона мать". Очень милая Мария, является предметом повышенного интереса туристов из России из-за своего неофициального названия.


И 1 место - "Взбесившаяся Статуя свободы" подарок католиков из США


Вы посмотрели на более-менее канонические изображения Девы Марии - именно так со всех больших букв.
А теперь посмотрим на саму сцену благовещения, благо рядом с базиликой есть скульптурная группа - Мария и Гавриил (к сожалению авторство по Интернету установить не удалось).


Мария никакая не Дева, а совсем еще девчонка (сколько ей тогда было? 14, 15 лет?). По некоторым данным, Мария была очень религиозная девушка. И ей хотелось никак не замуж, а посвятить себя служению Б-гу. Но поскольку женщины такой возможности не имели, ей подыскали мужа, старого вдовца Иосифа, по принципу: не хочешь замуж - живи с ним просто так, друзьями, но незамужней оставаться нельзя, нечего семью позорить (хотя к этому времени отец Марии Св. Иоаким уже умер, а мать Св. Анна по разным данным то ли умерла, то ли нет).
И вот ей, будучи уже обрученной с Иосифом, кто-то сообщает, что вскоре она родит, да еще от какого-то святого духа. И что это значило для нее в практическом плане? Да ничего хорошего. Раз обручена - значит уже принадлежит мужу (с точки зрения общения с другими мужчинами). Следовательно, далее только побиение камнями. (Это в соответствии с Торой. На практике, смертный приговор должен был быть вынесен Синедрионом, который вряд ли пошел бы на это, т.к. нужны были веские доказательства измены, типа свидетельства двух евреев, присутствующих непосредственно при процессе. Скорее всего, просто оформили бы развод и отправили Марию обратно к родителям (это если придерживаться версии, что Анна была еще жива к тому времени). Ужас перспективы смерти и позора, и сомнения в словах незнакомца написаны у Марии на лице. Дальше - больше. Не будем разбираться кто да как, но Мария действительно оказалась беременна. Иосифу такой вариант совершенно не подходил. Он уважаемый человек в годах, с неплохим достатком (это если судить по его немаленькому дому, что под церковью его имени). Хотя по другой версии он был достаточно бедным. Но не суть важно, главное -  малолетняя девчонка ему наставила рога (а как это еще должно выглядеть с его точки зрения?). И он собирался разорвать обручение, но ему популярно объяснили дальнейшую судьбу Марии. И то ли по доброте душевной, то ли потому, что в доме нужна была женская рука, он решил не выносить сор из избы и уехал вместе с семьей в Вифлеем откуда был родом (тут, как говорят некоторые источники, подвернулась перепись населения, для которой все должны были вернуться на свою родину). Ну дальше все все знают. Это я к чему? Да ни к чему. Просто в Израиле, где причудливо переплетаются легенды с былью, надо всегда смотреть на вещи с двух, а желательно и с трех, и четырех сторон. И то частенько правда так и остается скрытой, а видна только наиболее вероятная и логически правильная картина.

Теперь пройдем на другое вероятное место Благовещения. Православные христиане, основываясь на апокрифическом евангелии от Иакова, считают, что это событие произошло не рядом с домом Иосифа, а у колодца. Расстояние между ними около 600 метров. Я бы не стала так далеко за водой ходить. Но кто знает, какими были девушки в те времена и был ли другой колодец поближе.
История этой церкви похожа на историю католической Базилики Благовещения. Т.е. еще в IV веке существовали две церкви - у колодца и у дома Иосифа. Только по этой причине мне ближе "колодезная" версия. Ведь если были две церкви, то вполне логично предположить, что в те времена (а про разделение на католиков и православных тогда еще никто и не помышлял) построили церковь у колодца, где был факт встречи Марии и Гавриила, и церковь у дома Иосифа, потому что там жило святое семейство. Почему католики впоследствии решили, что у Иосифа произошло и Благовещение, - мне непонятно. Итак, современная церковь Архангела Гавриила над источником Богородицы построена в 1750 году практически на русские деньги. В дальнейшем из России приходили немалые пожертвования на ремонт и украшения церкви. Но почему-то церковь относится к греческой патриархии (справедливости ради надо сказать, что греки тоже вкладывали сюда деньги, хоть и не такие значительные).
Снаружи церковь выглядит весьма скромно.


Внутри же... Скажу просто - церковь меня впечатлила.
Опять канонические изображения Благовещения


Здесь больше интересна не сама икона, а резная деревянная рама.


Кстати, такой же ажурный и весь иконостас.
В глубине церкви протекает вода из того самого колодца.


Воду, во избежания самодеятельности паломников, наливают в бак, стоящий рядом. А оттуда любой желающий может набрать воды, не залезая в источник.


Говорят, что вода эта весьма способствует деторождению, причем особенно тем людям, которые в это не верят и начинают пить воду не в "лечебных", а, так сказать, в "бытовых" целях. Мы проверить это не имели никакой возможности -  я и так была уже как 6 месяцев беременна Анютой.

Путешествия, Израиль, ljmaps, Израиль-2009

Previous post Next post
Up