Подстрочник. 15 серий, которые смотрятся на одном дыхании, наверное, даже на придыхании. С первых кадров Лилианна Лунгина погружает зрителя в какой-то непонятный транс. Человек полностью отключается от насущных проблем и почти физически погружается в другую эпоху. Без открытых эмоций, на красивейшем литературном русском языке, Лилианна повествует о своей непростой судьбе. Она непристойно органична в своем рассказе, заглядывая куда-то внутрь и выбирая нужные слова. Абсолютно живой человек, поражающий наповал своей искренностью, столь не склонной для людей, повествующих о прошлом.
После просмотра этого фильма, все эти одноклассники, парижские друзья, редактор челнинской газетенки, Сима, Паша, Матрёна «выкрали» частичку моего сердца и поселились там. Та любовь, с которой рассказывает Лилианна Зановьевна о своих близких не дает шанса на холодность и равнодушие. Вместе с тем и эпохи, о которых идет речь, оживают. Пронзительные рассказы о страхе сталинского времени не оставляют сомнения в отличие от исторических книг и публицистических статей. Особенно меня поразил момент разговора во время выноса тела вождя у мавзолея, Лилианны Зиновьевны с молодым человеком, который с неистовой обидой и презрением смотрел на старшее поколение. И на его вопрос «Да как вы это допустили?!», она не могла ответить. Она очень долго подбирала какие-то оправдания, но все что она могла сказать искренне, это было: «Время такое. Страшно было». И если взять эту фразу отдельно от фильма, то она кажется пустым звуком. Но, зная судьбу этой женщины, я полностью понимал ее растерянность.
Бесконечное спасибо Дорману! Он, в отличие, от большинства документалистов смог сделать по-настоящему объективный, полный, понятный каждому фильм о нашей жизни. Спасибо ему за то, что он остался только проводником этой судьбы. На самом деле режиссер, сценарист, главная и единственная актриса в этом фильме - Лилианна Лунгина. Дорман выступает лишь в качестве монтажера, звукорежиссера и пр. И на аскетичном фоне, без омерзительного закадровых голоса, пытающегося учить зрителя жизни, проступают глубокие чувства, яркие образы, оживают эпохи.
И Лунгина сама в свою очередь во многом зритель, наблюдатель своей судьбы. О ее характере, о ее достижениях в фильме открыто практически не говорится. И складывается ощущение, что никакой призмы, через которую прошлое обычно преломляется, нет. Вот она жизнь, такая как есть, без украшений и недомолвок.
При этом рассказ Лилианны Зиновьевны взвешен, отрефлексирован. По моему личному мнению, она начала думать о прошлом и выстраивать этот рассказ после смерти своего мужа. Здесь она мне напомнила сегодняшнего юбиляра - М. Горбачева. В его жизни тоже была счастливая любовь. И без нее - жизнь остается в прошлом.