Затерянные в Вепсских лесах

Jun 09, 2020 10:50

В последние выходные весны мы отправились в путешествие в самые удаленные места Ленинградской области, в Тихвинский и Бокситогорский районы.
Здесь, на границе с Вологодской областью, расположен Вепсский лес, таинственный и труднодоступный край девственных лесов и непроходимых болот. Тут до сих пор живут вепсы, древний финно-угорский народ, а в лесах хозяйничают медведи. Тут расположена Вепсская возвышенность, местность отличается особенной холмистой живописностью, за что её прозвали вепсской Швейцарией, тут проходит водораздел Балтийского и Каспийского морей.

Мы, конечно же, постоянно сворачивали то в одну сторону, то в другую. Хотелось осмотреть природный парк "Вепсский лес". Парк довольно велик, делится на семь резерватов. К тому же Вепсский лес весьма удалён от Санкт-Петербурга, за один день его точно не объехать. Нам уже приходилось бывать на таинственной вепсской земле, но то были его северная и западная части. Теперь же мы хотели познакомиться с южными и восточными окраинами Вепсского леса, в основном входящими в резерват "Урья-Канжая". Название резервату дали две речки: Канжая впадает в Урью. Именно тут находится интересность, впечатлившая нас больше всего - двенадцать мощных карстовых источников, объединенных под одним названием «Большой каскад» или «Кипуны».



В последнее время мы знатно "подсели" на истоки рек. За май месяц успели посетить исток Волги, исток Западной Двины и исток Оредежа. Но это история для других постов. В эту поездку мы решили отправиться в экспедицию к истоку реки Паша, одной из крупнейших рек востока Ленинградской области, левого притока Свири.



Название реки произошло от карельского Пакшайоки, где пакша - толстый, крепкий, сильный, йоки - река. Вытекает река из Пашозера. Дорог к истоку нет. Конечно, можно доехать туда на лодке, но мы ломанулись через лес.



Сначала это была тропа, но вскоре она упёрлась в болото. "Местные жители ходят за клюквой", - догадались мы и побрели вдоль болота к озеру. Там тоже обнаружилась тропа, но еле читаемая и частично заваленная буреломом.



От дороги до истока Паши надо идти около трёх километров, по времени это заняло чуть менее часа в одну сторону.



На истоке Паши были обнаружены остатки опор моста или плотины. Видимо, раньше места были заселены и вдоль берега шла дорога. Не исключаем версию, что плотина регулировала уровень воды при сплаве леса. К сожалению, точной информации найти не удалось.



Итак, исток Паши мы покорили, осталось найти исток Сяси, Ояти и Тосны:))



Следующий наш объект был самый интересный - система родников в деревне Лукино. Здесь находится одна из трёх экологических троп парка "Вепсский лес" - Лукинская.



Тропа ведёт к главной достопримечательности деревни Лукино - карстовому роднику «Большой каскад». Ключи бьют с крутого склона, от этого стекающая вода бурлит и пенится.



Чуть ниже родники сливаются в четыре потока: три из них стекают в запруду, а четвертый питал когда-то работавшую электростанцию, а еще раньше - несколько мельниц.



Ржавые трубы бывшей электростанции конкретно портят чудесный природный пейзаж.



Уникальность родников кроется в их большом дебите - количестве воды, вытекающей из всех источников за определенный промежуток времени. Суммарный - до 1,5 куб.м /с.



Вода Большого Каскада отличается нехарактерным для данной местности минеральным составом. Тип воды гидрокарбонатно-кальциево-магниевая, то есть имеет лечебные свойства. В деревне говорят, что в «Кипунах» вода «мертвая», та, которая залечивает раны. Есть в Лукино и живая вода - в Ключике, который течёт неподалёку.



Внизу оборудованы мостки и смотровая площадка, рядом стоит беседка.



Рядом с источником расположен рыбопитомник, в котором в родниковой воде инкубируется икра форели. В дальнейшем подросших мальков перевозят в хозяйства на соседних озёрах - Пашозере и Харагинском.



Родники впечатлили очень! Показалось, что на вид они выглядят даже мощнее, чем знаменитый карстовый источник в городке Фонтейн-де-Воклюз во французском Провансе.



В Лукино мы первый раз познакомились поближе с вепсской деревней, хотя местные жители утверждают, что испокон веков здесь проживали только русские.



Вероятно, только уехав за триста вёрст от города, можно увидеть деревни без сплошных высоких заборов, со старыми бревенчатыми избами, с пасущейся на лугах скотиной, со стогами сена за околицей. Дома в вепсском крае особенные, большие и вытянутые.



И озёра в этой части Вепсского леса тоже такие - большие и вытянутые. И при этом они очень глубокие.



Именно такие Пашозеро, Долгозеро, Капшозеро, такое же и озеро Харгинское, на которое мы поехали дальше, чтобы достичь следующей нашей цели - часовни Успения Пресвятой Богородицы, затерянной в лесной глуши Вепсарии.



Доехать сюда невозможно, а пешком путь неблизок - четыре километра в одну сторону.



Поэтому вначале мы приехали в деревню Харагеничи и попытались договориться о заброске к часовне на лодке. Странно, но в такой большой деревне не нашлось ни одной свободной лодки и ни одного человека, который мог бы отвести нас к часовне.



Пришлось идти пешком. Впрочем, пешая прогулка получилась классная. Мы опасались, что придётся ломиться через заросли, как к истоку реки Паша. Но оказалось, что дорога прокатана квадрациклами, конечно, чуть грязновата местами, но легко проходима пешком. Да это даже и не дорога, а экологическая тропа, вторая из трёх в Вепсском лесу. Информация о ней размещена на сайте природного парка. На деле же  тропа - это вот такой путь с огромными лужами без всяких указателей и информационных щитов.



Часовня стоит в еловой роще, такой густой, что её не сразу заглядишь с дороги. Внешне она совсем простая, но зато часовня не заперта, а внутри как-то по-домашнему уютно.



Считается, что она была срублена в начале XIX века. Однако местные старожилы уверяют, что часовня эта более древняя.



В разное время часовню неоднократно пытались перенести на другое место, но сделать это не удалось, и вследствие этого часовня почитается местными жителями особо. Около нее течет ручей, который считается святым, куда "по завету" бросают деньги, из него берут святую воду для праздников.



Около часовни находится небольшое лесное кладбище. Изначально здесь хоронили только детей, поэтому большая часть могил - совсем крошечные и от этого становится немного не по себе.



Жители близлежащей деревни Харагеничи заботятся о святыне, недавно перекрыли крышу и подновили крыльцо. Оригинальная дверная ручка тоже была сделана не так давно.



На обратном пути для отдыха и перекуса остановились на отличной полянке, где оборудована стоянка. Место идеально подходило для ночлега с палаткой, но все прибамбасы для походной жизни мы оставили в машине.



(тут стоит обратить внимание, что фотографии сделаны в последние два дня весны. В Питере уже сирень зацветала, а в Вепсских лесах даже не зацвела черёмуха и деревья ещё только-только зазеленели).



Место для ночлега пришлось поискать. В итоге остановились на озере Алексеевское. Место не рекомендую, потому как оно рядом с деревней и к берегам озера трудно подойти, топкие. Впрочем, озёра здесь все такие.



Всю ночь пел коростель и квакали лягушки. А с утра мы поехали на другое место дислокации, за триста километров отсюда.



По пути заглянули к ещё одной часовне, стоящей на берегу Пашозера недалеко от деревни Кончик. Заглядели её с дороги ещё вчера.



Выглядела часовенка очень аутентично. Мы было решили, что она старенькая, как минимум, 19 века.



Каково же было наше удивление, когда уже дома нашли информацию, что часовня отстроена в 2000-ые годы. Правда, возвели её взамен старой, снесённой в советские годы.



Внутри висят платки, так называемые обеты.



А дальше уже почти без остановок едем несколько часов: сначала до трассы Новая Ладога - Вологда, с неё сворачиваем на Ефимовский и Радогощь и дальше несколько часов трясёмся по утомительным грунтовкам. Наша цель - доехать до самой дальней точки Ленобласти, до которой только можно добраться на автомобиле. Это деревня Красный Бор, самый восток 47 региона, граница с Вологодской областью. Если никуда не сворачивать, то от дома ехать приблизительно 440 км.



Хотя, если иметь хорошо подготовленный внедорожник, то теоретически можно доехать до деревни Корвала, а если пройти ещё с десяток километров пешком в одну строну, то дойдешь до деревни Нойдала, что в переводе с вепсского означает деревня колдунов. Но туда как-нибудь в другой раз.



Любопытно, что от деревни Лукино, где мы смотрели карстовые источники, до деревни Красный Бор меньше тридцати километров, но дорог тут нет и приходится наматывать лишние триста (!!) километров. И такая ситуация в Вепсском крае повсеместно.



Красный Бор и окрестности - это тоже Вепсский лес, но места тут совсем глухие. Деревня Красный Бор - этакий край света, где ещё живут люди.



Сама по себе деревня очень красивая - сосновые боры, высокое место, глаз отдыхает без дурацких заборов.



Половина больших, ещё добротных домов сейчас заброшены.



Обратите внимание, что окно не открывается, а вынимается полностью, а место стыка проложено берестой.



Рядом с деревней протекает река Колпь. На берегу реки много бань, все, как одна - заброшены.



Но деревня живая, ходят местные жители, пасутся овцы, лают собаки. На окнах спутниковые тарелки, на дворе - трава, на траве - дрова.



Рядом с деревней ведётся лесозаготовка и в советское время для вывоза лесоматериалов тут была построена узкоколейка Саньков Бор - болото Доброзёрское. Дорога давно разобрана и не действует.



В Красной Бору мы надеялись посмотреть Успенскую часовню «На Пожнях» постройки 18 века, относящуюся к типу редко встречающихся «поженных» сооружений. Их возводили в средней полосе России на заливных лугах, вблизи хлебных нив в честь памятных событий и сельских праздников летне-осеннего периода. Мастера-плотники поднимали срубы часовен высоко над землей, что предохраняло их от паводков и грызунов. Успенская часовня, стоявшая на лугах, за деревней, была перенесена в Красный Бор в начале XX веа.



Но... часовня нас не дождалась(( Как поведал местный житель, она сгорела в 2015 году из-за того, что кто-то оставил горящую свечку. Вблизи проехал большегрузный тяжелый лесовоз и, вероятно, от вибрации, свечка опрокинулась. Прошлым летом построили новую часовню по фотографиям старой, внутри пока только голые стены.



Несколько обескураженные, мы поехали к последней из намеченных точек в Вепсском лесу - Ойозеру, где стоит "последний поезд Вепсарии". Это, конечно, было то ещё испытание. От деревни вначале идёт ухабистая грунтовка, затем мы свернули на ту самую бывшую узкоколейку. Дорога по узкоколейке местами жуть, кругом болота, огромные лужи. Но насыпь и сохранившиеся деревянные шпалы пока не дают дороге раскиснуть и на Дастерах всё проехалось без проблем. Хотя, если вдруг поедет встречка, совсем не понятно, как тут разъезжаться. Хорошо, что в этой глуши такая ситуация маловероятна.
Дорога в хорошей её части, в плохой было не до съёмок:



На берегу озера стоит вагон, когда-то катавшийся по узкоколейной железной дороге.



Явно, что он сейчас часто используется рыбаками и охотниками - внутри оборудованы спальные места.



Ойозеро красивое, но места тут жутковатые, потому как слишком дикие. Правда, никакого зверья мы не встретили, но один из наших спутников, бывавший здесь 12 лет назад, тогда видел в лесу медведя.



Обратный путь был долог. Мы ещё успели заехать в поселок Ефимовский к памятнику Петру Первому, поставленному на Тихвинской водной системе. Памятник, представляющий собой чугунный крест на основании из булыжных камней, поставлен в дореволюционное время и сделан настолько прочно, что в советское время крест так и не смогли сбросить с основания.



Напоследок заехали в Тихвин, но это же совсем другая история. А сказке Вепсского леса на этом...



Карта маршрута:



При написании поста использовано несколько фотографий Оли Гуренко.

истоки рек

Previous post Next post
Up