Деревянные церкви Русского Севера, пожалуй, самая уязвимая часть нашей архитектурной истории. Стоят они в большинстве своём в обезлюдевших деревнях, беззащитные перед непогодой, временем и равнодушием, и год за годом всё больше разрушаются. Да и те, которые как бы под присмотром, гибнут по нелепой случайности или по злому умыслу, за несколько минут сгорая дотла, как это было в Кондопоге и Лядинах.
Обратных же примеров - считанные единицы. И тем радостнее было увидеть обновленный Палтогский погост. Ещё три года назад, когда мы тут проезжали, деревянная церковь была в стадии вялотекущей реставрации. А 12 июня 2019 года мы уже издалека увидели серебрящиеся на солнце главки из свежего осинового лемеха.
Но Палтожский погост был даже не самой дальней точкой нашей покатушки. В день России мы побили личный рекорд однодневной покатушки. Более тысячи(!!!) километров пути и три региона - Ленинградская, Вологодская области и Карелия.
А начиналось всё так..
Ранний выезд, встреча на стоянке у Икеи, залитая утренним солнцем трасса Кола...
Наша первая остановка была у финских убежищ. Одно из них, отреставрированное и выкрашенное в яркий белый цвет, находится рядом с шоссе Лодейное поле - Подпорожье. Проехать мимо, не заметив, почти невозможно.
Финны захватили этот участок Посвирья в сентябре 1941 года. Это был плацдарм шириной до 100 км и до 20 км в глубину на южном берегу Свири. Финнам осталось пройти около 125 км до Тихвина, взятого немцами 8 ноября. В этом случае замкнулось бы второе кольцо вокруг Ленинграда, и всякая связь, кроме воздушной, была бы потеряна...
Одним из свидетельств финской оккупации, сохранившимся до наших дней являются финские фортификационные сооружения. В период с 1942 по 44 годы финны построили здесь свыше 100 дотов. И назвали этот оборонительный рубеж "Свирской линией" (Syvrinlijalla). Другое название "Крепость на Свири". Здесь возводились доты нескольких типов, это забетонированные пулеметные бронеколпаки, бетонные доты ведущие фланкирующий огонь на одну или две стороны и доты типа "вепсский замок".
Для укрытия пехоты строились сферические железобетонные убежища. Финны использовали американское оборудование для строительства круглых убежищ. Сферическая форма получалась из-за того, что внутри надувался шар, далее ставили арматуру и железную опалубку. После все заливалось бетоном. Потом опалубку снимали и шар сдували. Мы уже видели такие в
Куутерселькя.
Самые интересные из убежищ находятся с другой стороны дороги, в густом подлеске. Если бы не вентиляционные трубы, их можно и не заметить в лесных зарослях.
В одно из убежищ забрались внутрь. Там оказалась отличная акустика.
Следующая остановка - часовня Николая Чудотворца в Гоморовичах.
18 век, отреставрирована в позднесоветское время.
Мы уже тут в третий раз и впервые застали её открытой. Внутри скромно и по-деревенски уютно.
Затем заехали к святому источнику неподалёку.
А дальше снова был дальний перегон. Мы ехали к Онежскому озеру. Это уже Вытегорский район Вологодской области, которая дотягивается до Онеги своим северо-западным концом.
Трасса на стыке областей, в этом самом дальнем углу что Ленинградской. что Вологодской областей - это грунтовка качеством ниже среднего. Ехать в плотной пыли, из-за которой не видно ни ям, ни встречных машин - удовольствие ниже среднего. Но надо отдать должное - трассу делают, теперь асфальт начинается не в Палтоге, как это было несколько лет назад, а немного раньше.
Повернули по указателю на Голяши, переехали Онежский канал.
Неожиданно оказались на гламурном горнолыжном курорте) Вот он какой, оказывается...
Наша цель - место бывшего мужского монастыря. Он назывался Петровским на Носах или Лобановой пустынью. Пустынь была приписана к Муромскому монастырю, в 1764 упразднена.
До окраины деревни Голяши доезжается без проблем. Дальше можно оставить машину около новодельной Богословской часовни и с километр пройти пешком.
Но мы на этот раз были не на своей машине, поэтому познали радости джиппинга и доехали прямо до места.
На месте монастыря ещё совсем недавно стояла деревянная Петропавловская церковь, построенная в середине XIX века. Но сейчас она рухнула и представляет собой совсем грустное зрелище.
Вокруг церкви небольшой деревенский погост. Удивило, что к кладбищу выкошена дорожка и могилки тоже обкошены.
Летом 2018 года жителем близлежащей деревни Василием Николаевичем Шведовым был поставлен поклонный 5-ти метровый крест. Неравнодушные люди живут в Голяшах.
Места тут очень красивые - Онега, пустынные песочно-галечные пляжи (название деревни Голяши пошло от округлой формы камешка, иначе - голяша), набегающие волны, пряно пахнущие июньские цветы и травы... И - никого...
Здесь ещё цвели ландыши и персидская сирень.
Хотелось задержаться подольше, но пора было ехать дальше.
Следующая остановка была в обновленной Палтоге.
Вот так Палтожский погост выглядел ещё три года назад.
А так сейчас. Отреставрированная церковь Богоявления 1733 года...
и стоящая практически впритык к ней руинированная каменная Знаменская церковь (1810 г.)...
На наш дилетанский взгляд, реставрация проведена максимально бережно, видно, что старались сохранить старые бревна, заменили только самые трухлявые.
Той же дорогой поехали обратно. Уже в Ленинградской области сделали небольшой круг в сторону Вознесенья.
По дороге осмотрели Казанскую церковь 1870 года..
..и церковь Троицы Живоначальной в деревне Погост. Здесь неожиданно очень понравилось.
Тихое, безлюдное, патриархальное место, вокруг благоухающие летние луга и леса до горизонта.
Храм построен в 1845 году.
Сейчас заброшен, но ещё довольно крепок.
Дорога до Погоста раздолбана лесовозами, так что зимой, в межсезонье и в дождь могут быть проблемы.
В Вознесенье - крупный поселок на крайнем северо-востоке 47 региона, стоящий у истока реки Свирь из Онежского озера - мы заехали, чтобы посмотреть на самый оригинальный памятник Ленину из тех, что приходилось видеть.
Голова Ильича стоит на стопке книг из собраний сочинений классиков марксизма-ленинизма. Это, конечно, рвёт шаблон.
На закуску оставили две самых старых деревянных церкви в двух регионах - Ленинградской области и в Карелии. Церковь в Юксовичах была первой.
У этого храма мы уже бывали около десяти лет назад. С тех пор количество церковных построек вокруг церкви, выкрашенных в ядовито-желтые цвета, увеличилось.
Сама же церковь хороша, да и место тоже. Возраст храма весьма почтителен - ему уже 526 лет. И все эти годы он стоит на том самом месте, где его поставили наши предки во времена Ивана III.
Самая старая деревянная церковь Карелии находится в лесу на кладбище около села Мегрега.
Правда, по пути к ней мы ещё заехали посмотреть танк и окопы в Самбатуксе. Танк, к слову, из первых Т-34, кои мало где сохранились.
Район деревни Самбатукса являлся наиболее мощным узлом сопротивления на созданной захватчиками в 1942-1943 годах Олонецкой оборонительной линии. Этот узел, с господствующей высотой 73,5 метра в центре, был оборудован повышенным количеством дзотов и дотов с бронеколпаками, бетонированными казематами с позициями для артиллерийских орудий, двумя линиями траншей, многополосными противотанковыми заграждениями. Это все мы наблюдали ниже горы по склону.
Высота была взята нашими войсками 24 июня 1944 года.
И, напоследок, осмотрели церковь Фрола и Лавра в селе Мегрега, которая была построена в 1613 году в честь победы русской армии в войне со Швецией. Строительство храма проходило на древнем пути, ведущим из Новгорода в северные земли, расположенные в 12 км от города Олонец.
Честно говоря, церковь не производит впечатление очень древней. Вероятно, в ходе перестроек исторический облик был немного искажен.
Кажущийся бесконечным - ещё бы! встали-то мы в пять утра! - солнечный летний день клонился к закату. Нам ещё предстояло проехать 300 км до дома. Трудно объяснить, зачем мы ездили так далеко и долго, но цель у нас была:)
Наверное, вряд ли мы когда-нибудь побьём этот наш тысячекилометровый рекорд однодневной покатушки... да и зачем?
Карта маршрута: